Чудо бисероплетения
Выставка вышитых бисером икон открылась в музее Рубцова.
Переступая порог музея, попадаешь в изящный мир рукоделия: на стенде – с выдумкой и душой вязанные шляпки, бусы, прихваты, кошелек, манишечка, курочка на чайник, на стенах – воздушные палантин, блузон, туника, кардиган. Рядом вышитые крестом и бисером картины.
А в центре экспозиции – восемь вышитых бисером икон, завораживающих красотой. Хорошо известные всем православным христианам лики и образы – Сергий Радонежский, Казанская икона Божьей Матери, ангел-хранитель, Спас, икона Божьей Матери «Утоли моя печали, икона Божьей Матери Неувядаемый Цвет, Николай Чудотворец, икона Божьей Матери «Достойно» есть («Милующая» в просторечье) – смотрятся как-то по-особенному торжественно и значительно, дарят удивительное чувство спокойствия и умиротворения. Создатель всей этой красоты – дзержинка Алевтина Николаевна КУЗНЕЦОВА.
Скрупулезная Кузнецова
Алевтина Николаевна выросла в те времена, когда что-то мастерить своими руками умели, наверное, все – иначе было просто не выжить.
Ее детство пришлось на тяжелые военные и голодные послевоенные годы. Отец погиб под Москвой в декабре 1941 года, и мать осталась одна с маленькой дочкой и новорожденным сыном. Моя собеседница вспоминает, что котлетки из гнилой картошки, именуемые в народе «шлеп на шлеп», воспринимались тогда деликатесом. Она и сейчас хорошо помнит их вкус, и кажется ей, что ничего вкуснее этого «кулинарного шедевра» она в своей жизни не пробовала. В общем, приходилось людям и трудиться, и вертеться.
Но все же заниматься рукоделием с таким упоением и мастерством, как Алевтина Николаевна, превратив его в искусство, во все времена были способны единицы особо одаренных и усидчивых.
Алевтина Кузнецова – старший лаборант по основной специальности – работала сначала в НИИполимеров, потом на «Оргстекло». А параллельно серьезно занималась кройкой и шитьем, окончила специальные двухгодичные курсы и достигла в портняжном деле больших успехов, однажды даже участвовала в городской выставке, проводившейся в ДКХ, – ходила по подиуму в изготовленных собственноручно вещах.
Неудивительно, что после выхода на пенсию по основному месту работы Алевтина Николаевна продолжила трудовую деятельность в костюмерном цехе Дзержинского драмтеатра: шила и ремонтировала костюмы, декорации.
Затем перешла в свадебный салон, после недолгой учебы в Нижнем Новгороде изготовляла искусственные цветы ручной работы для новобрачных: венки для невест, бутоньерки для женихов и так далее. А параллельно она плела макраме.
Божественная благодать
Некоторое время назад кройку и шитье моей героине пришлось оставить. «Стало тяжеловато», – спокойно рассуждает она. Все-таки работа трудоемкая, а Алевтина Николаевна необычайно скрупулезный человек (начальница в лаборатории так и звала ее – «скрупулезная Кузнецова»), все привыкла делать на совесть, так сказать, по высшему разряду. И когда поняла, что кроить и шить так, как прежде, у нее уже не получается, просто переключилась на другие занятия. Сидеть без дела не для нее!
Сейчас Алевтина Николаевна вяжет спицами, крючком, вышивает крестиком и бисером. С удовольствием мастерит вещи для любимой снохи, маленькой правнучки и просто для души.
Вышивать бисером иконы Алевтина Кузнецова начала примерно три года назад – идею подкинула подруга, знающая не понаслышке о ее рукодельных дарованиях.
«Я поначалу сомневалась, думала, недостойна, – говорит о своих сомнениях моя собеседница. – Раньше ведь этим только особые люди – иконописцы – могли заниматься». Но потом желание попробовать новое ответственное дело пересилило: религиозная тема близка Алевтине Николаевне, человеку глубоко верующему, душа ее ничем особо не отягощена. «В жизни я стараюсь не грешить. Все иконы освящены в церкви», – объясняет мастерица.
Теперь это занятие увлекло Алевтину Николаевну настолько, что, по ее словам, она не может остановиться, испытывая от него особое удовлетворение и божественную благодать. Хотя бисероплетение – дело совсем нелегкое, ювелирно тонкое. Когда Алевтина Кузнецова берется за вышивку новой иконы, работает по 12 часов в сутки и заканчивает ее, по собственному признанию, «никакая». На изготовление одной иконы при таком напряженном ритме работы уходит в среднем около месяца. Всего за 3 года она вышила 13 икон (одна их них «уехала» в Америку к дочке подруги).
Кстати, увлечение вязанием и вышиванием по нынешним временам совсем не дешевое. «Нитки стали очень дорогие», – вздыхает Алевтина Николаевна. А иконы к тому же требуют дорогого оклада, который в среднем стоит около двух тысяч рублей. Но истинно увлеченного человека такие нюансы остановить, конечно, не могут.
Мечта – африканское ковроплетение
Более того, останавливаться на достигнутом Алевтина Кузнецова не собирается. Ее мечта – освоить ковроплетение по африканской методике. Но пока на это совершенно не хватает времени.
Глядя на Алевтину Николаевну, понимаешь: для человека, который творит, с приходом пенсии жизнь если и не начинается, то уж точно не заканчивается.
А секрет наполненной жизни в любом возрасте прост, и наша собеседница охотно делится им: «Хотелось бы пожелать всем людям не оставаться после пенсии за жизненным бортом, не сидеть на лавочке, а находить увлекательное занятие и быть полезным людям».