Доехали до конечной
Исправима ли критическая ситуация с дзержинским муниципальным транспортом?
С льготниками шутки плохи
Развернувшаяся в прессе дискуссия относительно судьбы печально знаменитого МУП «Экспресс» вращается преимущественно вокруг двух тем. Может ли муниципальный транспорт быть как минимум безубыточным? И нужен ли городу вообще муниципальный транспорт? Если на первый вопрос, как нам кажется, не существует однозначного ответа, то со вторым вопросом все предельно ясно – да, нужен. Нужен потому, что возит льготников. А с льготниками шутки плохи. В 2005-м году государство затеяло так называемую монетизацию льгот, заменив в одночасье многочисленные льготы советских лет, прямо скажем, неадекватными денежными выплатами. К чему это привело, надеюсь, помните? Массовые протесты пенсионеров по всей стране с блокированием работы общественного транспорта наглядно продемонстрировали тогда властям, что народ, согласно марксистской теории, по-прежнему является локомотивом истории. В общем, не буди лихо, пока оно тихо. Перепугавшиеся не на шутку чиновники вмиг отыграли ситуацию назад, вернув часть льгот возмущенным гражданам. Думаю, что в ближайшее время вряд ли будут предприниматься попытки решать застарелые проблемы похожим кавалерийским наскоком. А значит, льготы на муниципальном транспорте пока останутся. Вместе с дотациями на покрытие неизбежных убытков. Другое дело, что в условиях жесткой бюджетной экономии дотации МУП «Экспресс» в прежних объемах муниципальный бюджет не потянет. Выход остается один – снизить до минимума накладные расходы предприятия, увеличив его прибыльность.
Притихшие общественники
При прежней администрации самыми умными в городе по вопросам развития муниципального транспорта считали себя некие посторонние люди, гордо называвшие себя общественниками. Неизвестно где, когда и при каких обстоятельствах нахватавшиеся «верхушек» знаний о том, как должен развиваться муниципальный транспорт, эти настырные граждане самопровозгласили себе «гласом народа». И начали безапелляционно поучать чиновников, что и как им нужно делать. Дескать, трамваем нужно заниматься. «А где мы возьмем полтора миллиарда рублей на реконструкцию депо и закупку подвижного состава?» – чуть не плакали в ответ чиновники. Гордые общественники на конкретные вопросы чаще всего предпочитали не отвечать, а продолжали угрожающе сыпать блестящими теоретическими выкладками, мало состыкующимися с практикой. Со стороны это выглядело особенно эффектно: воинствующие дилетанты якобы ставили в тупик прожженных профессионалов от транспорта. Восторженная публика по ту сторону телевизионного экрана млела от восторга: «Надо же, утерли нос чинушам!». А проблема между тем оставалась нерешенной. В последнее время активисты, похоже, слегка угомонились. Возможно, как тот беспризорный, просивший у Остапа Бендера 10 копеек, но нарвавшийся на ответное: «А может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?», – «осознали беспочвенность своих претензий».
Баланс интересов
Энергичный Юрий Шахунц, вставший у руля МУП» Экспресс», на мой взгляд, пока действует правильно. Новый директор пытается не утаивать от широкой общественности реальное положение дел на предприятии. В кризисной ситуации это очень важно. У чиновников – свои резоны. Бесконтрольно отдавать деньги в «черную дыру» под названием МУП «Экспресс» в администрации города больше не желают. Если Шахунц профессионально обоснует каждое свое управленческое решение, он, безусловно, найдет понимание в мэрии. Схема движения общественного транспорта в Дзержинске давно подлежит корректировке в пользу развития муниципального транспорта. По аналогичному пути сейчас идут в Нижнем Новгороде. Другое дело, что просто взять и волевым решением отодвинуть частные маршрутные такси в сторону – не выход. Ломать в одночасье то, что было построено и отлажено за 15-20 лет, – неправильно. Действовать нужно, соблюдая баланс интересов как муниципалов, так и частников.
Сергей АНИСИМОВ.