Общественная палата Нижегородской области предложила главе города Ивану Носкову перенести скульптурную группу «Беспризорники» подальше от памятника Дзержинскому
«Репортер» выяснил, почему беспризорникам не место у монумента.
В июне областная Общественная палата провела в Дзержинске выездное совещание, на котором присутствовал, в частности, член Союза художников России, генеральный директор фонда «Нижегородский кремль» Сергей Малиновский. Общественники приехали в город после обращения к ним дзержинского краеведа Сергея Кузоватова, последовательного критика идеи установки каких-либо малых архитектурных форм в непосредственной близости от памятника Дзержинскому.
Как объяснил Сергей Кузоватов «Репортеру», сначала он хотел обсудить эту тему с членами дзержинской Общественной палаты, встретился с ее председателем Валерием Чумазиным.
«Мы с ним поговорили, и я понял его настрой: мы сидим, нам хорошо, и не хотим, чтобы нас трогали. Пришлось обращаться выше», – рассказывает наш собеседник.
Козы не хватает
Областные общественники отреагировали быстро: приехали, но официальный ответ за подписью председателя Романа Стронгина Сергей Кузоватов получил только в ноябре. И на обращении в Общественную палату он не собирается останавливаться.
«Понимаете, таких малых архитектурных форм, как эти мальчики, в Нижнем Новгороде установлено множество: городовой, купцы, официанты, скрипачи, коза и так далее. Но там и в голову никому не придет ставить их непосредственно у памятника Горькому или Чкалову, – рассуждает Сергей Кузоватов. – Памятник Феликсу Дзержинскому стоит в городе с 1948 года. Его создал именитый советский скульптор Меркуров, архитектурное оформление площади выполнено Кусакиным. И вот последние пять лет к подножию памятника начали сыпаться то лебеди, то павлины, то теперь мальчики. Это опасные прецеденты. Так ведь можно и до абсурда дойти, все пространство вокруг монумента чем-нибудь заставить. Дзержинский ведь проявил себя на самых разных поприщах. Он, например, возглавлял Наркомат путей сообщения. Давайте поставим рядом паровоз. А еще лучше козу, такую же, как на Покровке. Коза, как известно, дает молоко. Дзержинский же болел туберкулезом, пил бы больше козьего молока – дольше бы прожил», – иронизирует мой собеседник.
Хотели полуголого
Все разговоры наших властей о том, что скульптура беспризорников – это напоминание горожанам о решающем вкладе Дзержинского в быструю победу над беспризорностью, Сергей Кузоватов считает лукавством.
Он напомнил, что поначалу в проекте благоустройства фигурировала совсем другая скульптура – босоногий и полуобнаженный мальчик, призванный переосмыслить главную площадь города и по логике вещей личность Дзержинского. То есть, скорее всего, речь шла о банальной попытке переписать историю на местном уровне.
На смене концепции и детского образа настоял архитектор Алексей Щитов: именно ему поступил заказ на изготовление странного мальчика, который вообще никак не ассоциировался с Дзержинским.
Кстати, поговаривают, что Алексей Щитов также предлагал городским властям установить мальчиков чуть поодаль от монумента, но не нашел понимания у городских чиновников.
«Слышу сейчас рассуждения некоторых депутатов: мол, если бы мэрия не поставила мальчиков у памятника, то город лишился бы 50 миллионов рублей, выделенных на благоустройство. Народные избранники, а если вам завтра выделят 150 миллионов рублей с условием вообще снести монумент, вы снесете?» – удивляется такой позиции Сергей Кузоватов.
Беспризорников – на Парковую аллею
Кстати, у Сергея Кузоватова есть серьезные сомнения относительно законности установки беспризорников в непосредственной близости от монумента Дзержинскому.
«В свое время эскиз памятника утверждался на самом высоком уровне – комитетом по искусству Совета министров СССР. Есть официальные документы. А сейчас что? На основании чего городские власти поставили этих мальчиков? У наших чиновников есть только некая концепция, видение. Завтра на их место придут другие, у них будет другая концепция, слоника какого-нибудь поставят», – возмущается Сергей Кузоватов.
Он полагает, что сегодня Дзержинск очень нуждается в нормативном акте, который бы запрещал архитектурные эксперименты на главной площади города.
«Она сформирована с архитектурной точки зрения, и это наша история. Но за последние пять лет уже второй раз иногородние мэры именно возле монумента Дзержинскому стремятся что-то такое установить. Они приедут и уедут, а нам с этим жить», – рассуждает наш собеседник.
Что касается беспризорников, то, по мнению Сергея Кузоватова, им самое место на прогулочной Парковой аллее, которая вместе с площадью Дзержинского благоустраивалась на деньги федерального гранта.
Туда можно ставить и резные скамейки, и небольшие скульптуры, привлекающие горожан.
Спор стилей и жанров
«Репортер» попросил прокомментировать ситуацию члена Союза художников России, генерального директора фонда «Нижегородский кремль» Сергея Малиновского.
«Насколько я понимаю, установка этих мальчиков на площади Дзержинского была неким техническим заданием для администрации, чтобы получить финансирование на благоустройство сквера.
Я, честно говоря, не понял, почему нельзя было поставить малую скульптурную форму «Беспризорники» чуть в стороне от памятника Дзержинскому. Дело в том, что памятник Дзержинскому выполнен в стиле монументальной скульптуры исторического жанра. Плюс к этому он является объектом культурного наследия федерального значения. А вот скульптурная группа «Беспризорники» выполнена совершенно в другом стиле: это станковая скульптура бытового жанра.
Когда они расположены очень близко, фактически на одной территории, возникает диссонанс. В архитектурно-пространственном ансамбле площади их соседство смотрится диковато», – объясняет специалист.
По мнению Сергея Малиновского, на том небольшом квадрате, который ограничивает памятник, скульптура неуместна и было бы правильнее немного передвинуть беспризорников – например, к одной из аллей площади, и пусть они оттуда смотрят на Дзержинского. Там мальчики не будут спорить в архитектурном смысле слова с монументом.
При этом Сергей Малиновский подчеркнул, что сама по себе скульптура беспризорников выполнена профессионально, ее делал известный нижегородский скульптор – автор многих знаковых памятников в Нижнем Новгороде.
Мальчики могут стоять на площади, рассказывать о борьбе с беспризорностью, которую вел Дзержинский, в этом есть определенная перекличка, но все же немного поодаль от монумента.
«Уберите их с территории памятника. Зачем этот спор стилей и жанров? Исправить эту ошибку совершенно не сложно. По-моему, перенос не требует больших сил или затрат. В то же время и техническое задание будет выполнено, и дань уважения создателям монумента отдана», – отметил Сергей Малиновский.
Наталья ПАНКРАТОВА.