Победа будет за тетками
Шестьдесят восьмой сезон театра драмы закрылся премьерной комедией с элементами фарса «Тетки» по пьесе драматурга Александра Коровкина в постановке Валентина Морозова.
Сюжет разворачивается вокруг двух сестер-пенсионерок, которые пытаются защитить свой дом от проблемных родственников и загребущих лап финансовых аферистов.
Жилище одиноких тетушек действительно обладает той особенной привлекательностью, от которой одни неприятности. Дом, построенный еще прадедушкой главных героинь, является настоящей исторической ценностью. Не до конца понятно, обозначен ли этот факт в каких-нибудь бумагах, имеющих юридическую силу. Однако одна из собственниц Герниетта Карловна (Татьяна Орлова), видимо, абсолютно серьезно утверждает, что у дома есть целых два охранных свидетельства: «Я и моя сестра».
На самом деле Грета и Роза (Валентина Губкина, Ирина Минаева) лелеют мечту когда-нибудь превратить свой дом в музей, ведь в комнатах осталось столько воспоминаний о прошлом – как личных, семейных, так и связанных с судьбой их города. Конечно, это было бы чудесно. К несчастью, кроме исторической важности у жилища пенсионерок Краузе есть еще одна интересная особенность: оно расположено в городском центре, то есть на очень дорогом участке земли.
Внезапный труп
К моменту, когда тетушки впервые появляются на сцене, их дом уже имеет свою криминальную историю. За день до того в одну из комнат проник неизвестный. Герниетта Карловна, оказавшаяся на пути у грабителя, получила тупым предметом по голове и упала без чувств. Утром женщины так и не смогли найти серебряные вилки.
Местный участковый Кувыкин (Иван Никулин) убедил их, что вор может вернуться на место преступления. Да и вообще, любому преступнику было бы сложно удержаться от искушения и пройти мимо старинного дома без охраны, сигнализации и даже оконных решеток. Так что Грета и Роза приняли решение вызвать замерщика, чтобы хотя бы поставить решетки. Но раньше его у пенсионерок на пороге появляется совершенно другой человек.
По-хозяйски осмотревшись, гость представляется чиновником из департамента социальных программ по фамилии Бабакин (Андрей Крайнюков, Денис Мартынов) и с ходу предлагает старушкам «выгодную» сделку. В городе, мол, планируется снос ветхого и аварийного жилья, а многострадальных обитальцев переселяют в комфортабельные однокомнатные квартиры на окраине города. «Государство заботится о своих гражданах, – оскаливается Бабакин и протягивает сестрам ручку. – Подпишите договор».
Нужно сказать, что зачастую пенсионеры действительно склонны верить таким «чиновникам». И в полном соответствии с действительностью Розалия Карловна, всплеснув руками, заявляет: «Я всегда верила, что к власти придут порядочные люди!» Но убедить подозрительную Грету, особенно после недавнего ночного происшествия, оказывается невозможно.
Видя, что ничего не выходят, Бабакин перестает улыбаться и переходит в наступление, желая напугать тетушек. С его точки зрения, на такой удобной во всех отношениях земле должен стоять доходный торговый центр, а не какая-то столетняя рухлядь. Окрестные дома скоро снесут, и жилье Краузе не будет стоить ломаного гроша. Звонить в полицию бесполезно, потому что там сидят сплошные бабакинские знакомые. А значит, подписать договор все же придется.
«Он хуже грабителя. Тот хотя бы стены оставил», – заключает бледная от страха Розалия Карловна.
Помощи искать негде, но сразу после этого неприятного разговора ход событий нарушает обстоятельство, которое, впрочем, можно было бы назвать проявлением вселенской справедливости. В результате одного «случайного» происшествия господин Бабакин становится неспособным больше никому навредить.
Правда, перед сестрами Краузе появляется новая проблема: куда прятать чиновничий труп?
Пьют и врут
Главные героини, Грета и Роза, не просто так зовутся тетками. Они живут вдвоем, обе не замужем, но у них есть семья: племянник, в котором они души не чают, и племянник, которого они прямо-таки ненавидят.
Любимый – Роберт (Вячеслав Рещиков) – живет и работает в Москве. Он продюсер, владелец своей кинематографической компании и средоточие всех надежд своей родни. Его любят с детства. «Помнишь, как он, когда маленький был, с нашего чердака ракету по немцам пускал? А как золото партии искал под памятником Ленину?» – спрашивают друг у друга тетки, восторгаясь умом и сообразительностью Роберта.
Эрик (Артем Баранов) ожиданий не оправдал. «Его мы где-то упустили. Он все время сидит в тюрьме», – печально разводит руками Розалия Карловна. Именно из-за преступных наклонностей семейство отвернулось от второго своего потомка, разве что брат по-прежнему рад его видеть и всегда готов помочь.
Понятно, что для племянника, которого обожают, радовать родственников – в порядке вещей. Однако на этот раз Роберт появился в гостях у теток, чтобы довольно сильно их озадачить. Студия Краузе переживает нелучшие времена: ее хозяин по уши в долгах. Нужно много денег, которые реально получить, если, например, продать старинный дом в центре города… Тогда нерадивый продюсер откупится и будет спасен. Есть, правда, запасной план – сделать предложение Инге, дочке очень богатого человека, который от переизбытка отеческой любви мог бы инвестировать в опальную киношную компанию. В общем, молодой человек изо всех сил пытается выйти из положения.
Тем же самым занят, кстати, и его брат, на днях сбежавший из тюрьмы и теперь находящийся в розыске. По дороге к теткам Эрик ограбил врача-фармацевта и нацепил медицинский халат, чтобы стать неузнаваемым. Под таким прикрытием ночью он и забрался в дом пенсионерок, стащил серебряные вилки, а затем вернулся, ведь это единственный дом, который у него есть.
На фоне счастливого воссоединения семейства в его «фамильной крепости» происходит несколько довольно странных событий: Эрик чудесным образом превращается в бывшую жену Роберта, в капустных пирожках тети Розы обнаруживается мышьяк из больницы №5, а труп чиновника Бабакина перемещается из одной комнаты в другую. Разобраться в происходящем не помогает даже бутылка первосортной настойки.
Зато в конце концов справедливость одерживает победу: старинный дом в центре некоего города остается за тетками.
Отдохнуть от негатива
Премьера проходила под несмолкающий хохот. Можно, конечно, считать эту историю не совсем веселой: двух одиноких женщин ограбили, а потом едва не до смерти напугали «великодушной» правительственной программой. Вдобавок ко всему любимый племянник был почти готов уговорить их продать дом, в котором семья Краузе когда-то пустила корни. Наверное, так и выглядит наше время – деньги понемногу превращаются в предмет слепого поклонения.
Однако вряд ли новая постановка драматического театра предлагает грустить по этому поводу. Если такова жизнь, то единственное, что можно сделать, – сохранить присутствие духа и отнестись ко всему с чувством юмора. Две главные героини комедии «Тетки» так и поступают. А дело зрителя – расслабиться и от души посмеяться.