«Рисую что хочу»

«Репортер» – о дзержинском художнике Илье Спиченкове, который устроил фурор в культурной жизни города.
Так легко и свободно, не стремясь к правильности и академичности, обычно творят дети. Искренне, чисто, живо, размашисто и… бережно. Не всякому художнику это под силу. Илье Спиченкову удается.
Илья – художник, если можно так выразиться, стихийный. «Рисую что хочу» – в этой фразе он весь.
Городские пейзажи, написанные Спиченковым, наверное, уже пора считать современной классикой. Легкий, солнечный, будто танцующий и, главное, узнаваемый город, вышедший из-под его кисти, каждый раз заставляет восхищаться талантом молодого мастера.
Его творческая жизнь насыщена событиями. В начале марта в Нижнем Новгороде начала свою работу его персональная выставка с говорящим названием «Любовь меняет все». А несколько дней спустя в Дзержинске открылась галерея современного искусства «Vagon», в создании которой Илья тоже принимал самое живое участие.
Параллельно продолжает совершенствовать культурный образ Дзержинска, превращая его в арт-пространство, – трудится над проектом «Дыхание города». Благодаря ему горожане уже успели лично познакомиться с загадочной «Джокондой» Да Винчи, абсолютно золотым «Поцелуем» Густава Климта, причудливым «Автопортретом» Ван Гога. На очереди – нежный «Полет над городом» Марка Шагала.
«Вдохновить может все что угодно»
Быть художником, уверен Илья, – значит быть готовым к непрерывной работе.
– Чтобы что-то получалось, нельзя давать себе время на раскачку: чем дольше думаешь, откладываешь, тем сложнее потом. В творчестве нельзя останавливаться, оно не любит промедления. Есть настроение или нет, надо работать. Продуктивность очень важна для художника, – считает он.
Рисование – это еще и постоянная внутренняя включенность, готовность видеть, чувствовать, угадывать. «Подстегнуть» воображение невозможно, оно живет самостоятельной жизнью. При этом художник признается, что вдохновить его может все что угодно. Случайная встреча, коробка из-под конфет, свет фонаря, шум улицы, старая бутылка из зеленого стекла могут стать началом нового произведения.
Нет ничего зазорного в том, чтобы вдохновляться и работами других художников – известных и не очень, считает Илья.
– У кого же еще учиться, как не у тех, кем восхищаешься, – говорит он. – Достаточно увидеть картину, и она расскажет, объяснит лучше любых слов.
К себе и своим работам Илья относится критично. Похвалы, признается он, хоть и приятны, приносят гораздо меньше пользы.
– Я чувствую себя хорошо, когда рисую. Остальное не так важно, – признается Илья.
Творческой энергией мастер городского пейзажа подпитывается из книг и фильмов об известных живописцах.
– Сейчас читаю письма Ван Гога. Меня поражает он, его жажда творчества, оригинальная манера письма. Удивительно, как могли современники не увидеть в нем настоящего гения.
Всегда – только «сейчас»
– Картины никогда не получаются одинаковыми, даже если рисуешь один и тот же объект или пытаешься скопировать свою же работу, – говорит Илья. – Невозможно угадать, как поведет себя краска… Творчество – это всегда «сейчас». Я знаю, что потом все будет по-другому, поэтому так важно не опоздать – поймать момент, прожить его и успеть перенести на холст.
Каждое произведение, говорит Илья, появляется в свое время. Есть картины, которые художник «вынашивает» месяцами. А есть и другие – те, что рождаются легко и быстро, словно сами выплескиваются на холст: несколько минут – и готово.
– Когда задуманное не получается, я закрашиваю все и поверх рисую новое. Это может быть два, три слоя, – рассказывает художник. – Так у картины появляется «биография», объем, фактура. Сквозь новые слои всегда просвечивает та работа, что задумывалась изначально, получается очень необычный эффект.
Так получилось с одним из неудавшихся натюрмортов, который в процессе редактирования поменялся до неузнаваемости, превратившись в прекрасный городской пейзаж.
– Настроения рисовать не было, тогда я закрасил картину коричневой краской… На улице уже было темно, надвигался дождь. Я выглянул в окно и увидел небо – оно было как раз такого цвета, как мой холст. В итоге новая работа родилась за пятнадцать минут, – рассказывает Илья.
«Ничего необычного»
– Я с детства люблю краски, – продолжает он. – При этом цвет абсолютно неважен. Самое главное, что с их помощью можно создать картину. Меня почему-то до сих пор это радует и удивляет одновременно.
Сам Илья, по его же собственному признанию, начал рисовать, как только ему попал в руки карандаш. Ничего необычного: птички, домики, березки. Все как у всех. Но то, что взрослым иногда кажется каракулями, на самом деле может быть очень дорого, ценно, важно.
– Художник идет к творчеству всю жизнь, меняется сам, меняются его понятия и представления о жизни. Это нестатичное состояние, незавершенное, продолжающееся… А детство – всегда начало этого пути, – говорит Илья.
В стиле Спиченкова
Большую часть времени сегодня Илья Спиченков работает над портретом города.
– В Дзержинске много прекрасных мест, которые по-настоящему цепляют, будят воображение. Особенно красив старый город. Это центр моего вдохновения, – признается он.
Илья уверен, что в работе художника зритель хочет прежде всего узнать, найти себя.
– В каждой картине заложены определенные эмоции. И если зритель поймает их, прочувствует, если увиденное отзовется в нем какими-то личными воспоминаниями, можно считать, что работа удалась, – считает Илья. – Я не придерживаюсь какого-то строго стиля, оригинальным быть не стремлюсь. Но мне бы хотелось, чтобы люди, видя мои работы, могли сказать: «Это в стиле Спиченкова, это он рисовал». К этому стремлюсь и надеюсь, со временем это придет.
Елена АРТЕМОВА.