Сергей Акимов: Проект реконструкции площади Героев должен быть более тщательно разработан в деталях и повторно представлен на обсуждение общественности
«Репортер» продолжает обсуждать грядущее благоустройство площади Героев. Редакция попросила кандидата искусствоведения Сергея Акимова оценить представленный проект реконструкции знакового городского общественного пространства.
Напомним, что в середине июня администрация Дзержинска представила концепцию архитектурно-планировочного решения мемориального комплекса «Площадь Героев».
Критическую оценку проекту дала Дзержинская организация Российского союза ветеранов Афганистана и СВО (РСВА и СВО). В частности, члены ветеранской организации считают, что смысловое насыщение мемориалов памяти не совсем корректно, так как, к примеру, не отражает подвиг фронтовиков-дзержинцев, отводит на второй план участников Афганской войны, конфликтов на Северном Кавказе, в Сирии, Северной Осетии и других регионах. Кроме того, по мнению РСВА и СВО, военную технику стоит переместить на другую общественную территорию.
Пространство площади требует модернизации
«Предлагаемый проект, бесспорно, отвечает актуальной задаче: пространство площади требует модернизации, а размещенные на ней мемориальные объекты необходимо упорядочить.
Когда монумент открыли в 1965 году, он имел очень лаконичную и простую композицию, выразительность которой строилась на контрасте энергично и торжественно взметнувшейся ввысь стелы и спокойных горизонталей. Не было ничего лишнего. Обширное открытое пространство подчеркивало строгую геометрию архитектуры. Монумент выдержан в стилистике рационализма, которая в 1960-х годах пришла на смену неоклассическим тенденциям предшествующего периода.
Затем рядом стали появляться новые мемориальные объекты. Разумеется, я не хочу сказать, что не надо было увековечивать память участников Афганской войны или ликвидаторов чернобыльской катастрофы. Конечно, надо! Но сделано это было не совсем продуманно в архитектурном отношении.
По замыслу авторов проекта зона основного мемориала со стелой и Вечным огнем будет оставлена без конструктивных изменений. Из нового появятся стенд для установки венков в непосредственной близости к Вечному огню, интерактивный экран с информационным ресурсом «Помню, горжусь!».
Остальная площадь концептуально будет разделена на четыре зоны.
1. Входная зона (начинается с проспекта Ленина) – это максимально свободная площадь для организации шествий и возможности беспрепятственно пройти к памятной стеле и Вечному огню.
2. Зона расположения четырех мемориалов памяти:
– «Ковавшим победу в Великой Отечественной войне»;
– «Погибшим при исполнении воинского долга»;
– «Погибшим при исполнении служебного долга»;
– «Погибшим в зоне проведения СВО».
Около каждого памятника будет установлен интерактивный экран с фамилиями дзержинцев, имеющих непосредственное отношение к определенному событию.
3. Зона выставки военной техники.
4. Зона расположения патриотического центра.
В целом замысел неплох
Новый проект имеет вполне ясную логику планировки, в целом не нарушает исторически сложившейся среды в этой части города. Благодаря его реализации площадь приобретет большую пространственную упорядоченность, структурность. Линейно разворачивающаяся композиция обеспечит визуальную связь между элементами комплекса, окружающими зданиями, а также удобство осмотра.
Сохраняется озеленение территории, что очень важно.
Экспозиция военной техники планировочно обособлена и не будет мешать восприятию самого монумента.
Поэтому критиковать проект только за то, что он изменит привычный нам облик этого уголка Дзержинска и что нынешняя администрация как бы перечеркивает труд своих предшественников, было бы неверно. В целом замысел неплох.
Три вопроса к проекту
Однако есть замечания к частностям.
Во-первых, почему тематических зон и, соответственно, скульптурных композиций будет четыре? Согласен с председателем ветеранской организации Ю.В. Саловым, что нельзя выделять одних героев за счет других. Но дело даже не в этом.
Кого и что конкретно будут изображать скульптуры? Кто их автор? Имеются ли уже сейчас эскизы, модели? Из презентации это непонятно. Не хотелось бы получить очередные уродливые изваяния, которые будут вызывать не чувство гордости, а усмешку.
На мой взгляд, этот момент должен быть продуман в первую очередь. Если делать эти скульптурные группы, то приглашать для этого настоящего мастера. В противном случае лучше просто перенести туда уже имеющиеся стелы дзержинцам, воевавшим в горячих точках, «чернобыльцам», пожарным.
Во-вторых, как будет выглядеть центр патриотического воспитания? Уместно ли вообще новое здание на этом месте? Мне кажется, не совсем.
Мемориал должен быть именно мемориалом, а не выставкой военной техники, не просветительским центром. Сюда люди приходят не за информацией, а для того, чтобы почтить память героев, испытать определенные эмоции, задуматься над величием и трагизмом истории. Эти чувства должны быть выражены именно архитектурно-художественными средствами, а не с помощью текстовых экспликаций, информационных щитов, интерактивных экранов.
Патриотическому же центру совершенно не обязательно находиться рядом с мемориальным комплексом. Почему бы не приспособить под него, например, здание бывшего кинотеатра «Родина», пока оно окончательно не развалилось?
В-третьих, полосатая отделка площадки вокруг стелы и Вечного огня выглядит нелепо и вызывает ощущение диссонанса. Ромбовидный рисунок покрытия для остальной площади не вызывает возражений, но эти полосы необходимо убрать и сделать покрытие одноцветным.
Нужно привлечь в качестве экспертов крупных архитекторов и искусствоведов
По моему мнению, проект должен быть более тщательно разработан в деталях и повторно представлен на обсуждение. Было бы неплохо привлечь в качестве экспертов нескольких крупных архитекторов и искусствоведов, не являющихся дзержинцами. Взгляд со стороны в данном случае весьма полезен.
Вообще, надо помнить: речь идет о том, что мемориальный ансамбль создается не на год-два, а на десятилетия вперед, и здесь неуместны поспешность, случайность. Уж если делать, то так, чтобы у следующего поколения не возникло желания все перестроить до неузнаваемости».