Трамвай: тема исчерпана
Специалисты агентства дорожной информации «Радар» признали нецелесообразной идею восстановления трамвайного движения в Дзержинске. «Репортер» решил вкратце рассказать, на основании чего был сделан такой вывод.
А что это за фирма «Радар»?
ООО «Агентство дорожной информации «Радар» – фирма из города Пермь, которая специализируется на исследовании транспортной ситуации в городах. В феврале 2017 года администрация Дзержинска заключила с фирмой «Радар» контракт на проведение научно-исследовательских работ по подготовке новой маршрутной сети городского округа. В том числе городская администрация поручила просчитать экономическую целесообразность восстановления трамвайного движения по маршруту: вокзал, улица Терешковой, улица Пушкинская, проспект Свердлова, улица Комбрига Патоличева, проспект Ленинского комсомола, проспект Ленина.
Трамвайный маршрут можно было сделать рентабельным?
Да, при условии, что стоимость проезда составила бы около 30 рублей. Если точнее, то 29,2 рубля (при амортизации стоимости приобретения подвижного состава на 10 лет).
Понятно, что сегодня экономически обоснованные тарифы – это что-то из разряда фантастики. А значит, для обеспечения функционирования трамвайного движения потребуются ежегодные дотации из бюджета города. В данном случае, с учетом текущего тарифа на проезд (18 рублей) размер субсидий может составить до 40 млн. рублей в год.
Неужели 40 млн. рублей такие большие деньги для бюджета города? Может, все-таки, «потянули» бы трамвай?
На самом деле, для бюджета Дзержинска сумма не такая уж и маленькая. И этой суммой затраты на организацию трамвайного движения не ограничиваются.
Во-первых, необходимо закупить вагоны. Стоимость одного вагона составляет 27 млн. рублей (при условии приобретения в лизинг). По оценкам специалистов, для обслуживания маршрута потребуется 7 трамвайных вагонов. Таким образом, на приобретение подвижного состава необходимо 189 млн. рублей. При лизинге сроком на 5 лет без первоначального взноса за вагоны бюджет города будет выплачивать 37,8 млн. рублей в год.
Во-вторых, нужны средства на электричество, фонд оплаты труда водителей и кондукторов, техобслуживание подвижного состава и содержание инфраструктуры. На эти цели потребуется 36,2 млн. рублей в год.
При этом специалисты «Радара» не учитывали разовые затраты городского бюджета на восстановление рельсового пути и контактной сети. А на это, по неофициальной информации, требуется около миллиарда рублей.
Так что нет, не потянули бы.
Кстати, в 2015 году руководство МУП «Экспресс» для сохранения всех видов перевозок в полном объеме попросило 199 миллионов рублей бюджетных денег. Казна же при этом готова была выделить лишь 20 миллионов рублей. К сожалению, финансовая ситуация с тех пор кардинально не изменилась.
Так, может, не надо было демонтировать старые рельсы и контактную сеть? И не потребовалось бы огромных средств на их восстановление?
Дело в том, что решение о прекращении трамвайного сообщения было принято в связи с физическим износом (100%) трамвайных путей и подвижного состава, а также убыточностью трамвайного движения. Как заявил в 2015 году тогдашний руководитель МУП «Экспресс» Игорь Глитняк, для того чтобы привести трамвайное хозяйство в порядок, требовалось около 800 млн. рублей.
Бывший трамвайный маршрут востребован?
Во всяком случае, битком вагоны ходить не будут. Специалисты «Радара» заявили, что прогнозный пассажиропоток недостаточен для эффективного использования провозной способности трамвайной линии. Так, в случае работы маршрута с максимально приемлемым для пассажиров интервалом движения в 20 минут использование вместимости подвижного состава не превысит 20% от максимальной.
В общем, вывод такой…
Специалисты «Радара» пришли к выводу, что восстановление трамвайного движения в виде предлагаемого трамвайного маршрута при сохранении остальных маршрутов городского пассажирского транспорта Дзержинска нецелесообразно из-за низкого использования вместимости подвижного состава, а социальную функцию перевозок могут выполнять маршрутные автобусы.
Комментарий
Дмитрий Волокушин: «Лучше делать упор на троллейбус»
«Не стоит строить каких-либо иллюзий по поводу восстановления трамвайного движения. Городским властям Дзержинска лучше делать упор на троллейбус», – отметил бывший начальник управления транспорта и связи администрации Дзержинска Дмитрий Волокушин по итогам исследования целесообразности восстановления в городе трамвайного движения, проведенного ООО «Агентство дорожной информации «Радар».
«Я ознакомился с заключением агентства «Радар», где упор сделан на исследование пассажиропотока. Для такого транспорта, как трамвай, я считаю небольшим планируемый пассажиропоток в 5 тысяч пассажиров. Загрузка при этом будет неполная. Плановый расчетный интервал движения при проектировании трамвайной линии – порядка 50 минут при полной загрузке и 20 минут при неполной загрузке. Я думаю, что в Дзержинске и 20 минут трамвай никто ждать не будет.
В исследовании говорится о себестоимости одной поездки – 29 рублей. Здесь, я считаю, недостаточно глубоко проработан вопрос, потому что на себестоимость будет ложиться вся инфраструктура трамвайного хозяйства, а это не только вагоны, которые необходимы для обслуживания маршрута, но и строительство нового пути. Именно строительство, а не восстановление пути, который был и который непригоден для движения современного трамвая. Если обратиться к мировой практике, получается, что 1 км пути будет стоить примерно 50 миллионов рублей. В исследовании речь идет о пути протяженностью порядка 15-16 км в одну сторону, то есть в сумме получается 32 км. Все это ляжет, естественно, на себестоимость одной поездки, поэтому она будет гораздо выше – где-то под сотню рублей.
Не стоит строить каких-либо иллюзий по поводу восстановления трамвайного движения. Да, трамвай – это хорошо. Но в моем понимании трамвай, каким он был в Дзержинске, наверное, не нужен».
Алексей СМИРНОВ.