Умение выделить главное
«Репортер» - о дзержинском художнике Николае Еряшкине, который специализируется в подчас капризной технике акварели.
Дзержинский художник Николай Еряшкин в течение многих лет является постоянным участником городских выставок. Его акварели и гуаши неизменно привлекают внимание зрителей своеобразием цветового решения и технического исполнения, выразительностью эмоционального настроя. Произведения мастера находятся в фондах Дзержинского краеведческого музея, в российских и западноевропейских частных собраниях. Вместе с тем, думается, его творчество заслуживает большего внимания со стороны и искусствоведов, и широкой аудитории. Персональная выставка, состоявшаяся в январе – феврале в арт-студии «Стандарт» (в здании бывшего кинотеатра «Спутник» на пр. Циолковского), дает хороший повод рассказать о незаурядном художнике.
Экспозиция получилась скромной по количеству работ, но все они подобраны так, что позволяют составить достаточно полное представление о манере мастера, твердо отдавшего свои предпочтения техникам акварели и гуаши, работающего в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, иногда обращающегося к бытовым сюжетам. В зале были собраны работы, выполненные в разное время на протяжении 20 лет, благодаря чему можно проследить, как шло становление его индивидуальности, как традиционное академическое отношение к акварели сменилось раскованным и динамичным живописным почерком, основанным на мастерском и многообразном использовании цветового пятна.
Николай Васильевич Еряшкин родился в 1954 году в селе Иванцеве Горьковской области. Окончил Горьковское художественное училище в 1978 году, с 1996 года участник городских, областных, зональных («Большая Волга», 2003 г., 2008 г.) выставок. В 2010 году стал членом Союза художников России.
В сложной, подчас капризной технике акварели специализируется немало нижегородских мастеров изобразительного искусства. Заслуженный художник РФ Владимир Величко создает крупноформатные, очень четкие по рисунку и насыщенные по цвету листы. Иван Ворожейкин пишет лирические пейзажи, отмеченные тонкими нюансами и мягкими тональными переходами. Благородная изысканность линии и прозрачных, нежных красок присущи работам Елены Грачевой. У Николая Еряшкина манера своя – экспрессивная и гармоничная одновременно, немногословная и поэтичная, привлекающая то передачей сложных состояний световоздушной среды, то форсированным звучанием цветовых сочетаний. Ему в высшей степени свойственно умение выделить главное, а об остальном сказать лишь намеками. Одним из самых запоминающихся экспонатов выставки была композиция, изображающая простую бытовую сцену – мужчина и две девушки беседуют за столом. Предметы и интерьер намечены здесь скупыми точными линиями и формами, фигуры и лица девушек сделаны буквально несколькими движениями кисти, но при этом передано внимание, с которым они слушают своего собеседника. Главным героем произведения становится сама атмосфера взаимопонимания, тепла и уюта, в создании которой главную роль играет заливающий скромную комнату золотистый свет.
Акварель – техника, в которой можно решать и живописные, и графические задачи, брать цвет в полную силу либо использовать текучую прозрачную краску для того, чтобы слегка подцветить контурный или штриховой рисунок. В произведениях Николая Еряшкина органично соединились чисто живописное богатство палитры и характерная для графики точно рассчитанная недосказанность.
В пейзажах художник всегда стремится передать общее состояние природы в данный момент времени, обусловленное характером атмосферы и освещения, не углубляясь в частности. Его внимание приковано к главному, все приемы нацелены на создание целостного эмоционального впечатления. В листе «Ноябрь» (1996 г., бумага, гуашь) деревья над застывающей водой, смутный от холодной влаги, промозглый воздух написаны в единой зеленовато-коричнево-серой гамме и исключительно разнообразно – от широкого открытого мазка до мелких брызг краски.
Еряшкину особенно удаются сложные и переходные состояния природы, при этом в произведениях никогда нет нарочитой эффектности. Ярким примером может служить работа «Дзержинск ночью» (2000 г., бумага, акварель), одна из лучших у художника (неслучайно она опубликована в искусствоведческой литературе). Изображенное место узнается без труда, хоть силуэт памятника Дзержинскому и окружающие площадь здания показаны обобщенно, темным и светлыми пятнами на фоне коричневато-фиолетового неба, озаренного разноцветными отсветами фонарей. Краска то растекается свободными широкими заливками, то сгущается в плотные темные формы монумента и стоящей неподалеку ели, то легко моделирует освещенные фасады в глубине пространства или отдельными штрихами-мазками обозначает кусты на первом плане. И из этой подвижной цветосветовой среды рождается романтический образ, основанный на поэтическом переживании действительности.
Не менее удачно решает художник и более сложные пространственные композиции, требующие безукоризненного владения перспективой и точной передачи архитектурных форм. Таковы виды прилегающих к Нижегородскому кремлю улиц. В акварели «Нижний Новгород. Улица Широкая» (2008 г.) горизонталь парапета набережной на переднем плане сопоставлена с уходящей в глубину дорогой и крупными объемами строений, а над обширным пространством господствует одна из крепостных башен. Пасмурное сумеречное небо отражается в асфальте дороги и остекленном фасаде делового центра, накладывает теплые тени на стены старинных домов, заставляет тонко сгармонированные сероватые, коричневые, зеленоватые, желтые оттенки звучать приглушенно.
Среди произведений художника найдут себе по душе работы и те, кто предпочитает образы фантазийные. В ряде его акварелей самые обыденные мотивы вроде прогулки с собакой превращаются с полусказочные, одухотворенные цветные грезы. Глядя на них, невольно вспоминаешь произведения Артура Фонвизина, одного из ведущих советских акварелистов: не берусь гадать, насколько осознанно возникло это сходство, но творческое мышление двух художников обнаруживает явную близость.
Умение подчеркнуть важнейшее и отбросить второстепенное демонстрируют и портреты кисти Еряшкина. Его работы в этом жанре реже экспонируются на выставках и потому менее известны публике. Настоящим подарком для посетителей «Стандарта» стала серия акварельных этюдов, запечатлевших известных нижегородских и дзержинских художников. Все эти портреты имеют небольшие размеры и предельно просты по композиционному решению: фигура срезана погрудно или оплечно, лицо максимально приближено к зрителю, фон нейтральный. Но при этих общих чертах каждый из них абсолютно индивидуален, как несхожи между собой изображенные люди. Этюдный характер подчеркнут в портрете В.В. Любимова: один из старейших нижегородских художников изображен в конкретный момент, словно общается с невидимым для нас собеседником и смотрит на него поверх очков пристально и лукаво-иронично, собираясь отпустить острую реплику. Е.И. Юсов предстает умудренным, немало испытавшим человеком с крепким, основательным характером и неторопливыми манерами. В задумчивом спокойствии модели кроется внутреннее напряжение, чему отвечают спокойная, тщательная моделировка головы и слегка беспокойный фон. Совершенно иначе решен портрет дзержинского художника Петра Засухина: лицо будто готово вырваться из тесного пространства, линии энергичные и подчас резкие, освещение контрастное, краски необычные, вплоть до голубоватых теней на лице. Однако здесь нет ни гротеска, ни поверхностной экстравагантности. Образ получился, может быть, и немного излишне романтизированным, но живым и запоминающимся. Наконец, сам Еряшкин на автопортретах всякий раз предстает в ином «амплуа», в соответствии с которым меняются и используемые выразительные средства.
Искусство Николая Еряшкина – явление очень целостное и искреннее, в котором реалистические традиции преображены поэтическим, неповторимо индивидуальным взглядом на мир. Именно поэтому о нем легко и увлекательно писать. Хотелось бы сказать еще многое, но объем статьи требует уже поставить точку. Или лучше – многоточие, потому что это художник, к произведениям которого интересно возвращаться вновь и вновь.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.