В Дзержинском театре драмы прошел показ премьерного спектакля по пьесе болгарского драматурга Станислава Стратиева «Автобус» (16+)
Спектакль вызвал неоднозначные оценки у зрителей.
Сделано Шиманской
Режиссер спектакля – Мария Шиманская. Маша – очень талантливый человек. Из тех, про кого говорят: горит на работе. Приехала в Дзержинск в 2008 году.
До приезда в наш город Мария и ее товарищи работали в Чите в любительском театре «ЛиК». Маленькая сцена, крохотный зрительский зал, который часто либо оставался полупустым, либо заполнялся ротой солдат из соседней воинской части по разнарядке.
Поэтому, когда режиссер Читинского театра Андрей Подскребкин пригласил Шиманскую и еще пять молодых актеров с собой в Дзержинск, Мария долго не раздумывала. Дзержинск – это, конечно, не Москва. С другой стороны, огромная по сравнению с Читой сцена и возможность для творческого самовыражения. Да и Москва недалеко: всего три с половиной часа на поезде. Это вам не шесть суток до Читы по железной дороге.
Мария поставила в Дзержинске несколько неплохих спектаклей. Некоторые из них («Утиная охота», «Морфий» и другие) получили прямо-таки восторженную оценку зрителей. Наиболее горячие поклонники таланта Шиманской небеспочвенно опасаются, что талант, расцветший в Дзержинске, того и гляди «умыкнут» в Москву вездесущие театральные менеджеры. После недавнего триумфа на малой сцене «Морфия» по рассказам Михаила Булгакова, в кулуарах об этом стали говорить все чаще и чаще. Но Маша, похоже, пока никуда не собирается.
Маски-шоу
В пьесе «Автобус» многообещающая завязка. В обычном автобусе едут обычные пассажиры. Постепенно они понимают, что водитель везет их не по заявленному маршруту. Выяснить, куда и с какой целью движется автобус, не получается, и это порождает панику.
«Автобус» – это и некая условность, аллегория нашей жизни, которая несется неизвестно куда, управляемая невидимой рукой неизвестного водителя. Часть критиков видят истоки пьесы в комедии дель арте – венецианской комедии масок, где актеры играют не характеры в предлагаемых обстоятельствах по системе Станиславского, а статичные маски с заранее заданными эмоциями.
У персонажей нет ни имен, ни фамилий. В пьесе они обозначены предельно просто: Сознательный, Несознательный, Виртуоз, Влюбленный и Влюбленная, Безответственный, Он и Она, а также Дядька из Супонева. Самые колоритные, конечно же, Безответственный (Иван Никулин), Дядька из Супонева (Артем Баранов) и Виртуоз (Денис Мартынов).
Безответственный на протяжении всего спектакля не отрывается от бутылки со спиртосодержащей жидкостью, а ближе к финалу еще и пытается напоить перепуганных товарищей по несчастью, которые мчатся во тьме в неизвестность. Оправдывает свой ник по полной программе.
Дядька из Супонева – недалекий « колхозник», дурачок с мешком, который теряется в большом городе. Паникер по жизни.
Виртуоз – олицетворение худших качеств творческой интеллигенции с ее комплексами и рефлексиями. Этого персонажа с футляром для виолончели как-то сразу невзлюбили остальные пассажиры. За высокомерие и «отрыв от коллектива».
С ударением на первом слоге
Часть критиков видят в пьесе отголоски театра абсурда. Что есть, то есть: на правду жизни происходящее в автобусе похоже мало. Театр абсурда был очень моден на Западе в 60–70-е годы XX века. С. Беккет, Э. Ионеско и другие драматурги показывали жизнь как абсурд. В СССР и странах соцлагеря театр абсурда осуждался как чуждое социалистической действительности явление. Но запретный плод, как известно, сладок. Творческие люди в нашей стране и странах соцлагеря пытались всеми правдами и неправдами поэкспериментировать с абсурдными темами и сюжетами. Не все же изображать в кино и театре положительных рабочих, которые выполняют взятые на себя социалистические обязательства, невзирая на запутанную личную жизнь и недопонимание со стороны консервативного руководства завода и партийной организации.
В этом смысле «Автобус» болгарина Стратиева, написанный в 1980 году, – плохо замаскированная «фига в кармане» для власти. Попытка поиграть в запрещенный абсурд в эпоху развитого социализма. В Болгарии это было делать немного проще, чем в Советском Союзе. Опасные аллюзии, что все мы едем не туда, кто нас везет в неизвестность и так далее. Тогда за этими скрытыми и не очень намеками на фронду в искусстве следили строго. Поэтому авторы из соцлагеря пытались к месту и не к месту сказать что-то плохое про капитализм. Так им, видимо, было проще, отстаивать право на театральные эксперименты.
Вот вам характерный пример. Дядька из Супонева ругается, что на автобусе нет таблички. Ему сразу возражают: «Безответственный. Видать, ничего земляк на базаре не продал – вот и злость берет. Таблички ему вывешивай. Одно слово, частники. Каждодневно порождают капитализм».
Актуальны ли «фиги в кармане» болгарского драматурга сегодня? Думаю, что уже нет. Пьеса просто морально устарела. Многообещающее начало во втором действии выливается в какой-то скучный фарс (или трагифарс, кому больше нравится), которому банально не веришь. Артистов и режиссера, по большому счету, обвинить не в чем: они всеми способами пытаются вытащить слабый и предельно затянутый литературный материал. Получается не очень.
Складывается впечатление, что автор придумал хорошую завязку, но не знает, как бы поэффектнее закончить действие так, чтобы ему наконец поверили зрители. И все глубже увязает в болоте театра абсурда в плохом смысле этого слова.
У Стратиева заявлена «комедия» в двух действиях. В Дзержинске играют трагикомедию, что логично, потому что во втором действии комедией даже не пахнет. Но и в трагедию, по большому счету, не веришь. Какой-то дурно пахнущий цирковой балаган.
«Абсурд какой-то», – как говорил Михаил Сергеевич Горбачев, произнося слово «абсурд» с ударением на первом слоге.
Неоднозначные оценки
Зрители приняли новую работу Марии Шиманской неоднозначно. Есть прямо-таки восторженные оценки. В то же время части зрителей «Автобус» явно не понравился. Как сейчас принято выражаться, от слова «совсем».
«Сатирический, социальный, местами абсурдный и экзистенциальный спектакль. Я вот уже пять лет смотрю все премьеры нашего театра. И вижу, как сильно растет уровень. Не перестаю удивляться смелому выбору».
«Пассажиры автобуса – это срез общества. Автобус, вероятно, олицетворяет беспомощность людей перед будущим. Водитель, возможно, та самая власть, которая решает судьбы людей. Диалоги простые и глубокие, ничего лишнего».
«Спектакль вызвал неоднозначные эмоции... До сих пор не могу определиться, понравился мне спектакль или нет».
«Артисты выложились по полной. Играли прекрасно. За пластику отдельное спасибо. Действительно, как будто время замедлялось благодаря их игре. Но слишком много шума, действий и агрессии на фоне пустого сюжета».
«Мне тоже показался очень шумным с затянутым сюжетом. Еще и свист в зале».
P.S. 23 и 29 апреля на сцене Дзержинского драматического театра играют спектакль «Автобус». Приходите и оцените сами, насколько написанное автором совпадает с вашими впечатлениями.
Марина ФЕДОРОВА.
Фото: Александр ДВОРКИН.