Автовладельцам с 22 августа разрешили оформлять полис ОСАГО без диагностической карты
Однако пригрозили серьезными штрафами за отсутствие ТО с марта 2022 года.
Сама же процедура осмотра уже сейчас должна проводиться с обязательной фотофиксацией автомобиля. «Репортер» попытался выяснить, насколько готовы к нововведениям дзержинские станции техобслуживания и к чему готовиться водителям.
В России, как известно, проводится реформа системы техосмотра, а если говорить точнее, государство пытается вернуть ТО в жизнь большинства владельцев легковых авто.
Прошло ровно десять лет с тех пор, как президент Дмитрий Медведев, назвав эту процедуру бесполезной, а талон техосмотра никчемной бумажкой, передал ТО из ведения МВД в ведение Российского союза автостраховщиков (РСА). Еще через год был отменен приснопамятный талон техосмотра, который водитель обязан был возить с собой. Вместо него появилась диагностическая карта, которую должны были выдавать коммерческие станции техосмотра, аккредитованные РСА, и нужна она была лишь для покупки полиса ОСАГО.
Неисправности – причина ДТП?
Закончилось нововведение тем, что, по информации Минэкономики, 85% автовладельцев так или иначе избегали процедуры техосмотра, приобретая диагностические карты через различных посредников. Сложившаяся ситуация вроде бы всех устраивала, только вот у властей предержащих в России семь пятниц на неделе.
Уже в 2016 году на заседании Госсовета заговорили о необходимости модернизировать систему техосмотра: мол, по статистике ГИБДД, произошел просто-таки взрывной рост числа ДТП с участием неисправных автомобилей. Впрочем, многие эксперты с такой постановкой вопроса тогда не соглашались, обратив внимание на то, что статистика свидетельствует лишь о том, что одна из попавших в аварию машин имела какие-то отклонения от нормы. Однако это вовсе не означает, что ДТП произошло по техническим причинам: неисправное авто вообще могло быть пострадавшим участником происшествия.
Да и какую статистику ожидали увидеть чиновники, если в России наблюдается неуклонное старение автопарка? Так, средний возраст автомобиля на данный момент составляет 13 лет и 9 месяцев. У отечественных авто этот срок перевалил за 17 лет.
Вернутся очереди и нервотрепка?
Тем не менее государство решило закрутить гайки. О снятии номеров за отсутствие техосмотра, которое практиковалось ранее, пока речи не идет, но штрафы с 1 марта 2022 года нарушителям обещают внушительные – две тысячи рублей в сутки. А у сотрудников ГИБДД появится право аннулировать подозрительные диагностические карты.
Чем это может обернуться для рядового автовладельца? Прежде всего возвращением того, что было раньше: очередей и нервотрепки, – по крайней мере, в первое время. Рынок ТО вряд ли готов к наплыву клиентов. Об этом свидетельствует тот факт, что в самом конце февраля премьеру Мишустину пришлось на полгода продлить действие диагностических карт, срок которого истекает в период с 1 февраля по 30 сентября.
И не случайно автостраховщики в срочном порядке пролоббировали поправки в законодательство, освобождающее водителей от необходимости проходить техосмотр для получения полиса ОСАГО: возможно, боятся, что клиенты будут приезжать к ним с существенной задержкой.
Станции на ладан дышат
По данным РСА, пунктов технического осмотра (ПТО) в России не хватает. В реестр аккредитованных операторов ТО внесено более пяти тысяч, но реально работающих станций сейчас – от тысячи до двух. В ближайшее время их, кстати, может стать еще меньше из-за того, что власть никак не может выработать единую линию действий и, как следствие, на рынке ТО царит неопределенность, которая для любого бизнеса смерти подобна.
«Станции уже на ладан дышат. Почему? Дело в том, что эта реформа, наверное, лет пять уже начинается и никак толком не начнется. То правительство переносит ее начало, то коронавирус. Те изменения, которые произошли в нашей работе с 1 марта 2021 года, должны были произойти еще в 2019 году. При этом правила игры постоянно меняются, – объясняют «Репортеру» сотрудники ПТО на проспекте Свердлова. – Например, для операторов техосмотра стал полной неожиданностью тот факт, что диагностическую карту «отвязали» от полиса ОСАГО. Изначально этого не предполагалась, ее в двух чтениях приняли кулуарно, никому ничего не сказали, а 15 июня уже одобрили в третьем чтении. Все произошло за две недели».
По словам моих собеседников, среди операторов техосмотра такой поворот событий был расценен как обман со стороны государства. При этом нет уверенности и в том, что в последний момент не отменят и штрафы за отсутствие диагностических карт, которые планируется установить с марта следующего года.
Затишье перед бурей
«Мы пока работаем, но в наших чатах две недели назад многие операторы писали о том, что пора закрываться. Люди набрали кредитов под новое оборудование, чтобы соответствовать новым требованиям, естественно, в надежде, что удастся как-то отбить вложения. Теперь многое будет зависеть от того, как люди отреагируют на принятый закон, будут оформлять карту или нет. К новому люди должны привыкнуть, самое главное, чтобы правила игры не менялись, чтобы люди при власти как говорили, так и делали», – рассуждают на «свердловской» станции.
Пока на всех дзержинских ПТО количество клиентов за последнюю неделю действительно снизилось, хотя еще неделю назад на целый день работы хватало. Возможно, это временное явление: все-таки законопослушные граждане всегда найдутся. Все же техосмотр никто не отменял. Несмотря на то что ответственности за его отсутствие до будущего марта не предусмотрено, если человек без диагностической карты попал в ДТП, у него могут возникнуть сложности в получении выплат по ОСАГО.
Дорогое удовольствие?
Автовладельцев же сейчас заботят совсем другие вопросы. Например, подорожает ли техосмотр в связи с ее модернизацией и если да, то насколько? Ожидают ли очереди на дзержинских ПТО ближе к 1 марта будущего года?
К сожалению, местные операторы, которые сами находятся в неведении, ничего определенного по этому поводу нам не сказали. Сейчас услуга оказывается по прежней цене, несмотря на то что с марта техосмотр на дзержинских ПТО проводится по новым требованиям – с фотофиксацией. Как предположили на «свердловской» станции, всего скорее, в обозримом будущем стоимость диагностической карты не возрастет.
При этом все операторы прогнозируют, что после вступления в силу штрафных санкций попасть на техосмотр будет сложнее, чем сейчас. В некоторых ПТО (на проспекте Свердлова и на улице Лермонтова) осмотр проводится исключительно по предварительной записи. «Возможно, заранее надо будет записываться: не на завтра, а, например, через неделю», – рассуждают там.
В ПТО на проспекте Ленина пока сохранена живая очередь.
«Пока идет обкатка программы, по записи работать сложно, бывает, она останавливается, бывает, сбой какой-то произойдет. Но последние две-три недели работает стабильно. А что будет дальше – неизвестно. Сейчас мы на каждую машину должны тратить как минимум по тридцать минут, даже если пять автомобилей приедет, последнему ждать придется долго», – признали сотрудники ПТО на проспекте Ленина.
Слепая камера
Предполагается, что с 1 марта 2022 года выявлять автовладельцев, уклонившихся от прохождения техосмотра, начнут с помощью камер, которые будет сверять номера машин с базой данных Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО). Сами карты полностью переводятся в цифровой режим.
Удастся ли за оставшиеся несколько месяцев соответствующим образом настроить дорожные техсредства в Дзержинске и велика ли вероятность ошибок? Этот вопрос мы адресовали руководству Дзержинского отдела ГИБДД, однако в инспекции от ответа отказались, сославшись на то, что никаких указаний по этому поводу им пока не поступало. Однако бывший сотрудник отдела в приватной беседе сообщил нам, что ввести штрафы с камер за езду без диагностической карты и ОСАГО власти пытаются уже несколько лет. Система была протестирована в Москве в 2019 году. Тогда всего за несколько месяцев камеры зафиксировали сотни тысяч нарушений, несколько тысяч автомобилистов получили письменные предупреждения. Однако до конца наладить ее работу так и не удалось – из-за технических проблем точность данных в базе оставляет желать лучшего, вероятность ошибки достаточно высока. Иными словами, вряд ли нововведение сразу заработает в полную силу.
Всего скорее, и после 1 марта 2022 года в глубинке нарушителей будут выявлять случайно, значительная часть автовладельцев продолжит ездить без диагностических карт и даже без ОСАГО (таких, оказывается, тоже немало).
Улыбнитесь: вас снимают
По сути, единственное значимое новшество, которое с 1 марта нынешнего года было внесено в саму процедуру техосмотра, – обязательная фотофиксация автомобиля в начале и в конце процедуры с занесением всех данных в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО).
«Машина снимается спереди, потом сзади. Без первого снимка процедуру оформления карты невозможно будет начать, а без второго – невозможно закончить, – пояснили «Репортеру» сотрудники ПТО на проспекте Ленина. – Нахождение автомобиля на станции отслеживается с помощью ГЛОНАСС, потом карта загружается в ЕАИСТО».
Мошенники не дремлют
Фотографии и координаты прибывающих на техосмотр автомобилей с 1 марта передаются в базу данных ГИБДД. Как можно предположить, таким образом планировалось искоренить практику, когда автомобиль на проверку не приезжает, а диагностическая карта оформляется. Но мошенники очень быстро научились обходить новые преграды, тем более что сделать это оказалось не так уж сложно. Некоторые используют подставные машины схожего цвета, на которые вешают номера заказчика и фотографируют. А порой и этого делать необязательно. В апреле руководство ГИБДД открыто признало, что фото не защищены какими-либо техническими или программными средствами и могут быть легко модифицированы.
По словам сотрудников станции техобслуживания на проспекте Свердлова, сейчас речь идет о том, чтобы ужесточить фотофиксацию, так как появились недобросовестные предприниматели, на короткий срок открывающие ПТО и оформляющие диагностические карты без участия автомобиля. Сейчас, в частности, предлагается делать фото транспортного средства не только спереди и сзади, но и сбоку, с владельцем и экспертом в кадре. Насколько эффективными окажутся эти меры, покажет время. От себя же добавлю, что ни одна фотография не является гарантией того, что машину действительно кто-нибудь осмотрел, даже если она действительно приезжала на станцию. Кто будет искать обходные пути получения диагностической карты, всегда найдет их, особенно в России. Только теперь это будет сделать сложнее и дороже.
Наталья ПАНКРАТОВА.