Кого увековечить в бронзе?
![](https://www.reporter-dz.ru/sites/default/files/styles/article_image/public/media/novosti/48esenin.jpg?itok=crbFsrmy)
В последнее время мы регулярно слышим предложения об установке в Дзержинске нового памятника. Кто определяет, какие памятники сегодня нужны Дзержинску, как они должны выглядеть и где устанавливаться? И как эти вопросы решались ранее? Ответы на эти вопросы искал «Репортер».
Не так давно инициативная группа общественников-дзержинцев обратилась к депутатам Гордумы с предложением установить на Парковой аллее памятник поэту Сергею Есенину. Денег инициаторы не просили, пообещав обойтись благотворительными и спонсорскими взносами. Видимо, поэтому народные избранники без лишних вопросов почин одобрили.
Между тем, думается, у многих горожан возник вопрос: хороших поэтов много, почему именно Есенин, какое отношение он имеет к нашему городу? Читатели «Репортера», например, вместо него предлагают увековечить на дзержинской земле Николая Рубцова, который, впрочем, тоже у нас никогда не бывал.
Некоторое время назад звучали предложения открыть в городе химиков памятник Николаю II. А краевед Вячеслав Сафронов пару лет назад выступил с инициативой установить на Окской набережной памятник другому самодержцу – Петру I.
По мнению же краеведа Станислава Шальнова, украшением Окской набережной мог бы стать памятник изобретателю радио Александру Попову, у которого в Черноречье была дача. Кроме того, по мнению Станислава Михайловича, бывшей столице химии не помешают монументы дзержинским ученым, инженерам, рабочим-химикам – создателям уникальной химической продукции.
Выбирали 20 лет
Так кто же должен определять, какие памятники сегодня нужны Дзержинску? Как они должны выглядеть и где устанавливаться? И как эти вопросы решались ранее?
От советского периода в Дзержинске осталось всего три общегородских монумента: Дзержинскому, Ленину и Маяковскому. И ни за один из них дзержинцам не стыдно перед гостями города.
Вообще, установить памятник в те времена было не так-то просто: к делу подходили основательно и ответственно.
Первым в городе появился памятник Железному Феликсу. Как рассказывают краеведы, о его закладке заговорили еще в 1929 году, а открыли только в 1948 году. Зато какой!
Как известно, монумент выполнил для города один из самых именитых скульпторов того времени Сергей Меркуров, модель утверждал ни больше ни меньше комитет по делам искусств при Совете министров СССР. Главный архитектор города Алексей Кусакин регулярно встречался с Меркуровым, чтобы обговорить проект композиции пьедестала, привязку монумента к площади и скверу.
Большой монумент Ленину, отвечавший высоким требованиям монументального искусства, на одной из центральных улиц города власти смогли осилить только в 1970 году – к столетию со дня рождения основателя СССР. До этого изваяние вождя мирового пролетариата было в поселке Свердлова.
Почему у нас появились эти монументы, более-менее понятно: именем Дзержинского назван город, ну а скульптуры Ленина в те времена украшали практически все города и веси СССР.
«Я знаю – город будет»
Да и третий дзержинский монумент советских времен, посвященный поэту Владимиру Маяковскому и установленный на одноименной площади, возник не просто так.
«Почему в городе появились площадь Маяковского, а затем и памятник? Я думаю, что это идеологически было очень созвучно тогдашним настроениям. Практически на пустом месте строился новый социалистический город по типу Новокузнецка, о котором Маяковский написал свои знаменитые строки: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!»
«Люди, приехавшие к нам со всех сторон, терпеливо переносили суровые условия быта, ютились в землянках, бараках, чтобы построить заводы, а потом город, – объясняет «Репортеру» краевед Станислав Шальнов. – Тогда многое от горкома исходило. Думаю, что именно во властных структурах решались вопросы об установке памятников».
Как рассказал наш собеседник, автор изваяния московский скульптор Анисимов представил участникам заседания пленума Дзержинского горсовета и членам горкома компартии несколько эскизных проектов. Они выбирали, вносили свои коррективы.
Потом модель памятника демонстрировалась на выездном расширенном заседании правления Горьковского отделения Союза архитекторов СССР.
Решали художники и архитекторы
Впрочем, с такой же тщательностью в советские времена подходили к открытию любых объектов на территории города.
«Художественному оформлению городских пространств в те времена уделялось много внимания. Когда-то в Дзержинске была должность главного художника. Кроме того, регулярно собирались художественные советы, состоящие из архитекторов и художников. И когда в городе предлагалось что-то повесить или поставить какую-то скульптуру, авторов приглашали на заседание художественного совета и хором обсуждали этот проект, задавали вопросы, – объясняет член Союза архитекторов России Виктор Кудашкин. – А еще большой вес имел градостроительный совет, на заседаниях которого помимо специалистов мог присутствовать любой представитель общественности, высказать свою точку зрения. И на этих заседаниях смотрели, что представляет собой та или иная композиция и насколько она вписывается в то пространство, в которое ее предполагается установить. Были соответствующие протоколы, которые потом утверждались руководством города. Все было отрегулировано. Очень ответственно относились к подобным делам».
В девяностые годы система принятия градостроительных решений была разрушена. Сегодня решающее слово за деньгами. Как показывает практика, если инициаторы той или иной скульптуры готовы сами оплатить ее изготовление, проблем с получением разрешения на установку у них не возникает. Результат в этой ситуации напрямую зависит от добросовестности заказчиков. Хватит у них ума и денег обратиться к профессиональному скульптору и архитектору, который поможет гармонично вписать скульптуру в окружающее пространство, изваяние будет радовать глаз. Ну а если не хватит, то горожанам придется «любоваться» сомнительными фигурами вроде несуразных атлетов, не так давно появившихся на стадионе «Капролактамовец».
Наталья ПАНКРАТОВА.