Страсти по тарифу
Общественная палата хочет сделать проезд в Дзержинске 29 рублей?
Недавно в стенах городской администрации состоялось заседание общественной палаты. Значительной части ее членов не было в зале и мне показалось, что даже отсутствовал кворум. Как выяснилось, значительная часть членов палаты уже давно не ходит на ее заседания. Но обо всем по порядку.
Есть ли сговор?
Тема повышения стоимости проезда в общественном транспорте была главной в повестке дня. Действительно, тема острая, болезненная и важная для горожан. И по идее, члены палаты должны были предложить массу эффективных вариантов для ее решения. А что имеем по факту?
Частных перевозчиков обвинили в установлении монополии, правда, частичной. Члены палаты решили мерить объем перевозок не количеством перевезенных пассажиров, как это делается во всем мере, а протяжённостью маршрутов. И тут окончательно стало ясно, что в Дзержинске наступила глубокая осень…
С моей точки зрения, если уж кого и можно, так скажем, обвинить в доминирующем положении на рынке пассажирских перевозок, так это МУП «Экспресс». Его доля составляет более 40%. На всех остальных девять частных перевозчиков приходиться 60%, то есть в среднем 7% на компанию. А если учесть, что цена на проезд в маршрутках колеблется в пределах от 18 до 25 рублей, то разговоры о «картельном сговоре» частных маршруточников не состоятельны и являются не более чем политической риторикой.
Клин клином вышибают?
Так какое же решение предложила общественная палата в результате этих обсуждений? Обвинив маршруточников в монополизме, члены палаты предложили бороться с ними, именно тем самым, в чем обвинили – монополизмом. Члены палаты вернулись, казалось бы, к умершей несколько назад идее призвать московскую фирму «ПКТИ» с ее трамваями на рынок перевозок в Дзержинске. Напомним, что данная организация предлагала администрации Дзержинска развивать трамвайное движение после его закрытия. Условиями этого предложения было убрать конкурентов с маршрутов, которые будут переданы «ПКТИ», а тариф на проезд в трамвае в этом случае был бы около 29 рублей. Ну, палата, где логика? В одной строке обращения пишете, снизьте стоимость проезда, а в другой, по сути дела, еще на 4 рубля завуалированно предлагаете его повысить.
Но, возможно, общественная палата просто-напросто последовательно и упорно лоббирует интересы конкретной коммерческой фирмы? Ведь члены палаты даже не удосужились предложить провести конкурс по отбору концессионера общественного транспорта, а впрямую навязывают администрации «ПКТИ». Очень не хочется думать, что в этом есть злой умысел.
Почему повысили стоимость проезда?
С моей точки зрения, повышение тарифов в муниципальном общественном транспорте есть следствие лихорадочных попыток администрации дотянуть МУП «Экспресс» до передачи предприятия в концессию и не допустить его банкротства. Городской бюджет в его текущем состоянии не способен обеспечить необходимый объем дотаций ни в этом, ни в следующем году. Поэтому единственный шанс обеспечить рентабельность «Экспресса» – повысить тарифы.
С другой стороны, «хороший» тариф позволит властям привлечь концессионеров. Причем инвесторами скорее всего будут явно не дзержинцы, так как никто из местных предпринимателей на данный момент не способен обеспечить инвестиционные вложения объемом более 1 млрд. рублей. Именно эта сумма фигурирует в предварительных условиях концессии, озвученных главой администрации Виктором Нестеровым.
В этих условиях власти вряд ли пойдут на поводу у протестующих и понизят тарифы, так как, повторюсь, затыкать финансовую дыру в бюджете «Экспресса» нечем.
Кстати, если на конкурс по концессии будет несколько заявок, то вполне возможно, что стоимость проезда будет одним из его условий конкурса. А значит, тарифы на перевозку в городе или упадут или будут заморожены на несколько лет.
По большому счету, есть здравое зерно в стремлении общественной палаты монополизировать рынок перевозок, отдав предпочтение одному из перевозчиков: будь то «ПКТИ» с трамваями или кто другой. Город Дзержинск создавался в советское время. Изначально вся его транспортная инфраструктура формировалась под единого перевозчика, и пока он был единственным игроком на рынке, в городе не было проблем: себестоимость одной поездки за счет объема пассажиропотока была относительно низкой. Далее сработали два фактора: конкуренция в лице частных перевозчиков и автомобилизация жителей. Как результат – уменьшение пассажиропотока в муниципальном транспорте.
Выходом из текущей ситуации могла бы быть так называемая регулируемая монополия. То есть создание предприятия на базе частно-государственного партнерства (та же концессия), которое бы забрало весь объем перевозок. И как следствие – установление регулируемого тарифа. Это позволило бы снизить себестоимость поездки и установить тариф на уровне 20-22 рублей, обеспечив и интересы жителей, и механизм возврата инвестиций концессионера. Да и транспорт, по сути дела, остался бы в этом случае муниципальным.
А пока всю выгоду от истории с тарифами получают частные перевозчики, «сидящие» на маршрутах МУП «Экспресса». Они и ранее наносили существенный удар по предприятию, забирая пассажиропоток, а теперь и вовсе стали главными бенефициарами всей этой истории.
Алексей КАЛУГИН.