Строительство новой автомобильной дороги к распределительному центру ЗАО «Тандер» в обход поселка Дачного ориентировочно начнется в 2018 году
Убитая дорога
Компания «Тандер», управляющая сетью магазинов «Магнит», отлично известна в нашем городе. Так же, как и дорога к поселку Дачному, вдребезги разбитая за несколько лет «магнитовскими» большегрузами. Почему руководство не самой бедной в России компании (акциями которой, к слову, владеют в том числе солидные европейские инвестиционные фонды) не желает заниматься строительством подъездных путей к собственному распределительному центру, обслуживающему всю Нижегородскую область? Как выяснилось, все-таки желает, но в одиночку финансировать строительство дороги отказывается.
Три года назад администрация города и ЗАО «Тандер» заключили соглашение о совместном финансировании строительства новой дороги. Из соотношения «вы – половину необходимых денег, и мы – половину». Но тогда дело почему-то не пошло. Головной офис компании «Тандер» расположен в Краснодаре, а без участия первых лиц такие серьезные вопросы не решаются. Пока топ-менеджеры «Тандера» собирались нагрянуть в Дзержинск, чтобы разобраться с возникшими проблемами на месте, в бюджете Дзержинска в связи с экономическим кризисом катастрофически таяли деньги. Сегодня администрация города готова профинансировать строительство 980 метров дорожного полотна. ЗАО «Тандер» берет на себя оставшиеся 2570 метров дороги в обход Дачного. Таким образом, коммерсанты сегодня обязуются заплатить почти в два раза больше, чем бюджет. Что уже неплохо. По словам заместителя главы администрации Дзержинска Александра Кабанова, новая дорога будет стоить примерно 140 миллионов рублей. Доля города – примерно 54 миллиона рублей. Причем большую часть денег (сколько, пока непонятно) Дзержинску выделит в качестве субсидии областной бюджет.
Альтернативный вариант не прошел
Планы администрации были озвучены на августовском заседании Думы Дзержинска. И вызвали несогласие части депутатского корпуса. На каком, дескать, основании мы должны помогать коммерческой структуре? «Тандер» достаточно долго работает в Нижегородской области, чтобы найти деньги на обустройство инфраструктуры для собственного бизнеса. Да, жители Дачного испытывают неудобства. Ну вот и пускай за страдания жителей платят коммерсанты, ставшие источником этих страданий, а не дырявый городской бюджет. Первый заместитель главы администрации Дзержинска Анатолий Слизов попытался успокоить народных избранников, сообщив, что городу с деньгами обязательно поможет область. Реплика Слизова частично сняла возникшую напряженность. Хотя вопросы остались.
Радикальный метод решения проблемы предложил депутат Валерий Артамонов. В других российских городах у «Тандера» тоже имеются региональные распределительные центры. «Магнитовские» фуры точно так же разбивают дороги по всей стране. Чтобы этого не происходило, устанавливается дорожный знак, запрещающий движение автотранспорта грузоподъемностью свыше 5 тонн. «После этого «Тандер» быстро строит новую дорогу за свой счет. У нас по этому пути почему-то не пошли, хотя возможностей было предостаточно», – резюмировал Валерий Артамонов.
Почему не пошли по радикальному пути – понятно. На областном уровне принято носиться с крупными инвесторами как с писаной торбой, холить их и лелеять, предоставлять всевозможные льготы и ублажать по полной программе. Мне кажется, что подобная тактика вполне оправдана на этапе привлечения инвестора в регион. А вот уже когда инвестор «расправил плечи» и «пустил корни» на гостеприимной территории, наверное, есть смысл постепенно уходить от практики потакания его разнообразным прихотям. Иначе инвестор неизбежно теряет чувство реальности и, никого не стесняясь, садится на шею.
Ответный ход депутатов
Чувствуется, у депутатов накопилось много негатива по отношению к краснодарским предпринимателям. Депутат Андрей Герасимов, например, внес предложение обязать ЗАО «Тандер» развозить товары по многочисленным магазинам «Магнит», расположенным в Дзержинске, не многотонными фургонами, а грузовиками меньшей грузоподъемности, чтобы не создавать неудобства горожанам. Депутат Олег Богданов пошел дальше, предложив вообще запретить въезд «магнитовских» большегрузов в дзержинские дворы и записать данное требование в существующее соглашение между городом и ЗАО «Тандер». Мол, извините, господа коммерсанты, город идет вам навстречу, принимая участие в финансировании строительства дороги, предназначенной для нужд вашего бизнеса. Будьте и вы добры пойти городу навстречу: уберите ваши фуры с прицепами с городских магистралей.
Предложение об ограничении движения транспорта ЗАО «Тандер» на территории Дзержинска было принято депутатским корпусом единогласно. Реакция руководства ЗАО «Тандер» на инициативы дзержинских депутатов пока неизвестна. Надеюсь, поиск компромисса между договаривающимися сторонами не затянется на продолжительное время. Жители Дачного устали ждать.
Сергей АНИСИМОВ.