В Дзержинске разгорелся скандал вокруг картин известного художника Петра Засухина
Две его работы «Птичка» и «Обезьянка» с человеческими гениталиями поместили в окнах библиотеки им. К.М. Симонова.
Гастарбайтеры от души посмеялись?
Горожане по-разному отнеслись к импровизированному «вернисажу». А сразу после того, как авангардной живописью заинтересовались областные телевизионщики, по распоряжению администрации города картины из окон библиотеки убрали.
На обоих произведениях изображены антропоморфные персонажи: некая женщина-птица на лабутенах и обезьяна с «гитлеровской» челкой. Манера исполнения похожа на наивное искусство. Самым же эпатажным в картинах стали, по мнению многих, неприкрытые гениталии героев.
Между тем, как выяснили корреспонденты, ни администрация библиотеки, ни городское руководство к организации «вернисажа» отношения не имеют. Инициаторами художественного оформления библиотечных витрин стали... рабочие из ближнего зарубежья, которые в данный момент ремонтируют помещения библиотеки. Они мало что могут пояснить, поскольку плохо знают русский язык и, как видно, не стремятся давать комментарии. Масштабный ремонт в библиотеке, к слову, начался буквально на днях, 6 июня. Чуть позже в окнах храма духовных богатств и появились картины Петра Засухина.
«Поместили картины в окна не мы, а работники по ремонту, – рассказала заведующая библиотекой Анна Стенина. – Они прикрыли полотнами окна, потому что там рядом переодеваются. Картины были у нас, хранились в библиотеке. Но это не наша инициатива – выставить их в окна. В экспозиции залов библиотеки они никогда не выставлялись».
Так и сложилась парадоксальная ситуация, когда скромность живых работников была прикрыта живописью с гениталиями.
Мы пытались связаться с Анной Алексеевной, чтобы выяснить, как и почему рабочие-ремонтники сумели не только завладеть не принадлежащими им картинами, но и выставить их всем напоказ. Безуспешно. Сотрудница библиотеки предложила «Репортеру» получить официальный комментарий в Централизованной библиотечной системе Дзержинска или в местной администрации. По нашей информации, Анна Стенина уже написала заявление на увольнение по собственному желанию.
И все-таки вопрос остается. Можно же было закрыть окна для переодевания чем-то другим, кроме картин: хоть занавеской, хоть старыми газетами, да мало ли чем еще? Но похоже, ребята из солнечных республик бывшего Союза решили хорошенько посмеяться. И это у них получилось.
Художник не расстроился
Дзержинский художник Петр Засухин – известный представитель современного искусства. Его работы нередко выполнены с вызовом общественному мнению: взять хотя бы позолоченного ангела из монтажной пены, размещенного в 2015 году на фасаде Дома книги.
Как выяснил «Репортер», телевизор в доме Петра Засухина не работает, нет и Интернета, а потому он никак не мог посмотреть сюжет телеканала «Кстати» под провокационным названием «Генитальное искусство».
После случившегося мы связались с автором картин. Он поведал, что свои работы подарил библиотеке уже довольно давно, даже не помнит когда. То, что они были выставлены в витрине библиотеки, автора не возмутило и даже не расстроило.
«Я к этому очень положительно отношусь, – сказал Петр Владиславович. – Хотя сюжет, показанный в программе «Кстати», для всех, посмотревших его, неоднозначный. И для меня в том числе. Впрочем, я сам его не видел: у меня телевизор не работает… Мои картинки вывешивают, и после люди говорят: «Это нельзя детям показывать». И статую Давида, что ли, надо убрать из музея, чтобы дети не видели его гениталии?! У нас есть такие пуритане – то ли в правительстве, то ли где-то еще, которые начинают об этом говорить».
Хочется сказать, что свои творения Петр Засухин предпочитает называть именно «картинками». К этой категории принадлежат и те живописные работы, которые стали причиной скандала.
«Я не всегда своим картинам даю название. Но в данном случае первая у меня называлась «Птичка», а вторая – «Обезьянка», – рассказывает Петр Засухин. – Персонажи, изображенные на них, похожи на людей. Это я делаю часто, что называется, для прикола, чтобы люди пришли и посмеялись над работами, а потом задумались. На одной картинке изображена обезьяна, на другой – птица. Да, у них гениталии нарисованы человеческие. Но смысл картин был в другом. Пошлости там нет. В этих картинках больше прикола и издевки. Каблуки женщине-птице я специально придумал, чтобы она была похожа на какую-то девицу, которой нравятся новые лабутены. Смотришь, когда девицы идут на таких каблуках, и аж коленки у них сгибаются».
Привычка «красить картинки»
Мы уже сказали, что работу свою Петр Засухин называет «красить картинки». Расскажем и о том, как это происходит.
«Я рисую сначала в карандаше, а потом уже начинаю кистью красить, – делится Петр Владиславович. – Свою работу я называю так: «картинки крашу». Именно так – крашу, как маляр забор. Это у меня стеб разговорный такой. Свои создания я никогда не называю, как некоторые пафосные художники, полотнами. Я часто просто работаю кистью на древесноволокнистой плите (ДВП). У меня и сейчас в творческой мастерской выпилены заготовки из ДВП».
Что касается выставок, Петр Засухин совсем не относит к ним дикий «перфоманс», организованный силами гастарбайтеров в библиотеке.
«Я сам там не был, не видел, кто выставлял, – сказал он. – Нормальную выставку правильнее проводить в павильонах, а потому случившееся нельзя назвать приятным. Однако найти помещение для выставок зачастую очень трудно. Некоторым удачливым художникам за выставляемые на экспозициях работы даже платят деньги. Я же обычно их не получал, где бы выставки ни проводились. Впрочем, бывали исключения. Так, в 1990 году у меня была выставка нереалистического искусства «Жизнь богов, полубогов и проходимцев» в Дмитриевской башне Нижегородского кремля совместно с коллегами. Тогда каждый из нас получил довольно приличный гонорар, ведь на той выставке побывали порядка 15 тысяч человек».
Весь в эпатаже и иронии
По мнению знатоков искусства, дзержинский художник Петр Владиславович Засухин принадлежит к поколению, благодаря которому, наряду с реализмом, в художественной жизни Нижегородчины утвердилось в правах искусство, основанное на подчеркнуто субъективном или символическом понимании образа. Сейчас его имя хорошо известно ценителям современного искусства в разных городах России.
Мимо его картин и графических листов посетители выставок вряд ли пройдут равнодушно, не обратив на них внимания. Традиционные поклонники реалистического мастерства, скорее всего, отвергнут творчество Засухина. Диаметрально противоположную оценку выскажут те, кто увлечен художественными течениями постмодернизма.
«Несомненно одно: перед нами своеобразный и яркий представитель современного искусства, заслуживающий того, чтобы основательно и беспристрастно разобраться в особенностях его творчества», – написал в своей статье для «Репортера» кандидат искусствоведения Сергей Акимов.
Творец ждет новых выставок
Как рассказал нам Петр Засухин, в данный момент он уже вынашивает планы по организации новых выставок, и понятно, что не в окнах дзержинской библиотеки им. К.М. Симонова.
Важный ориентир для него сегодня – галерея искусств «Луна», насыщенное арт-пространство в центре Нижнего Новгорода. Посетителей там ждут выставки российских и зарубежных авторов, мастер-классы по живописи и ремеслам, лекции по культурологии и искусству, камерные концерты, тематические вечера.
Петр Владиславович намерен тоже представить свои работы в этой галерее на Звездинке в областном центре в течение ближайшего года. Некоторые договоренности по этому поводу у него уже есть.
Алексей СЕРГУНИН.