«Я не дрессировщик, я – воспитатель»
На прошлой неделе во Дворце культуры химиков с аншлагом прошел спектакль «Лес чудес» с участием всемирно известного клоуна, Народного артиста РСФСР Юрия Куклачева и его кошек.
Пожалуй, современных зрителей, в том числе и детей, трудно чем-либо удивить, благо один только телевизор позволяет «наесться» разными ощущениями до отвала. Но «самый добрый дядя-клоун», как называли Юрия Дмитриевича советские ребятишки, сразил душевным теплом, которое давно уже стало в нашем обществе дефицитом. Глядя на его доброе лицо с лучистыми озорными глазами, нельзя не улыбнуться, достаточно увидеть его вблизи. И такую возможность имел каждый. Общение со зрителями у Юрия Куклачева началось еще до спектакля и продолжалось после него. Артист, стоя на стуле в фойе, оставлял автографы в своих книгах, продававшихся рядом.
Само же театральное действо началось с диалога с маленькими зрителями о доброте и любви и их клятвы быть честными и справедливыми, а продолжилось сказочным представлением с участием проказливых кошек. Одна из них прыгала с высоченной стойки, другая бегала между ног у клоуна, третья упорно возвращалась в котелок. Домашние зверушки демонстрировали на сцене свои повадки, поэтому были правдиво безупречны в роли актеров и вели себя вполне послушно, хотя всем известно, что послушанием в обыденности они никогда не отличались.
Я, как и большинство из нас, знала Юрия Куклачева прежде всего как известного клоуна и дрессировщика кошек, но оказалось, что талантов у него намного больше. Он пишет книги о своих любимых питомцах, преподает в педагогическом институте, наставляет на путь истинный воспитанников детских колоний, и все у него получается.Главное, что в этом человеке чувствуется особый внутренний стержень, который позволял и позволяет ему достичь профессиональных высот.
Юрий Куклачев стал клоуном вопреки жизненным колдобинам. Сначала его категорически не хотели принимать в цирковое училище, преподаватели считали, что у мальчика нет данных для циркового артиста. И попал Юра в это учебное заведение только с седьмого раза, после того как в награду за победу во Всесоюзном смотре художественной самодеятельности ему была предоставлена возможность выступить в цирке на Цветном бульваре, где его заметил директор циркового училища. Из учебного заведения студента Куклачева чуть было не отчислили, так как посчитали профнепригодным после полученных травм. В цирке ему необходимо было занять собственную нишу. В отличие от коллег у Юрия Куклачева и его жены Елены не было династийных «бонусов», им пришлось много работать, чтобы сказать свое слово в цирковом искусстве. И Юрий Дмитриевич сделал то, что не получалось ни у кого, – своевольные мурки и васьки стали его полноправными партнерами по сцене.
Затем в переломные 90-е годы чиновники от культуры попытались отлучить Юрия Куклачева от любимого дела – выгнали из системы госцирка, и ему вместе с четвероногими воспитанниками пришлось скитаться по школам, где он арендовал помещения. Но в итоге он все-таки открыл в Москве уникальный частный детский театр кошек, где вместе со своей семьей трудится до сих пор.
Позднее после того, как упал «железный занавес», в нашу страну из-за границы хлынули наркотики и прочая нечисть (а у друга Юрия Куклачева погиб от передозировки наркотиков двадцатичетырехлетний сын), ему захотелось как-то противостоять тлетворному влиянию Запада. Преисполненный идеей переустройства общества с помощью любви и добра, Юрий Дмитриевич пишет рассказы для детей, в которых использует форму задушевной беседы о цели в жизни, о самовоспитании, о воспитании кошек и так далее. Рассказы Куклачева наполнены глубоким философским смыслом.Книги были одобрены Минобразования России, выпущены миллионным тиражом и включены в учебную программу столичных школ. В связи с этим Юрию Куклачеву было присвоено звание Народного учителя.Кстати, Юрий Дмитриевич – отец троих талантливых детей, преуспевших в творческих профессиях.Старший сын Дмитрий – замечательный клоун, главный режиссер театра кошек, дочь Екатерина – главный художник этого театра. Младший сын Владимир – солист в театре балета.
Во время нашей беседы мне хотелось поговорить с Юрием Куклачевым о кошках, но разговор получился более широким.
– Юрий Дмитриевич, глядя на артиста Куклачева, трудно понять, кого в вас больше – клоуна или дрессировщика?
– Я не дрессировщик, а воспитатель. Кошки помогли мне раскрыть систему воспитания, которая отражена в моих книгах. Ее можно применить и к людям, и к животным. Часто приходится наблюдать, как мамы и папы частенько одергивают своих детей вместо того, чтобы наблюдать за ними, помогать развивать таланты, ставить цель. В результате задерганный ребенок уходит в себя и у него начинает развиваться агрессия, а там уже недалеко до добреньких уличных друзей – приятелей, которые и выслушают, и «поймут», курить и пить научат.
Из Дзержинска я поеду в арзамасскую детскую колонию разговаривать с трудными подростками. И дети меня слышат, а это не так просто. Они психически больны. К слову, в нашей стране 80 процентов психически больных людей, которые воруют бюджетные деньги. Но одних посадили в детстве за воровство, а другие гуляют на свободе, хотя, в отличие от воспитанников колоний, крадут миллионы. Во время нашего разговора где-то через час на лицах замкнутых и недоверчивых малолетних преступников появляются улыбки, через два – они уже мои, через три часа – они плачут. Описать этот процесс трудно, это импровизация, основанная на чувствах. Подростки начинают понимать, что такое душевная теплота, которой они лишены с детства. У многих папы – алкоголики, мамы – непонятно кто. Зачастую именно родители заставляли детей воровать. За работу с молодежью мне дали звание профессора, потому что никто в такой форме с молодыми не работает, а результат есть.
С воспитанниками детских колоний я три года работал. У меня 80 подопечных. Ни один ребенок не перешел в следующую колонию, зато среди бывших заключенных есть студент института и воспитанник суворовского училища.
– Вас в прессе часто называют кошачьим папой. Как вы относитесь к этому статусу?
– Хорошо. Папа – тот, кто воспитывает. Они меня чувствуют. В ресторанах в Америке или где-нибудь еще ко мне подбегают кошки. Видимо, кошачий запах так впитался в волосы, что его уже ни чем не перебить, сколько ни мойся, вот на него и идут кошки, нюхают мои ботинки, трутся о ноги.
А еще в цирке меня называют кошачьим клоуном. Кстати, клоун – это не профессия, этому невозможно научиться, с этим нужно родиться, поэтому настоящих клоунов можно по пальцам пересчитать: Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин, Ингибаров.
– Со всеми ли кошками у вас складываются отношения?
– Через мои руки прошло 500 кошек, и все с разными характерами. С ними все очень просто. Моя система воспитания состоит в том, чтобы использовать кошачьи способности, заложенные природой. Открыл их, а дальше лишь поощряешь. Насильно я их делать ничего не заставляю. Каждая кошка способна на что-то свое. Одна только бегает, у другой излюбленное занятие – просто сидеть, и заставить ее энергично двигаться невозможно, третья любит прыгать по занавескам.
– Про кисок говорят, что они независимые, гордые, обладают шестым чувством. Что бы вы добавили?
– Свободолюбивые, очень честные, верные. За свои 50 лет, которые провел с ними, не раз убеждался, что честнее кошки никого нет. А еще они бесстрашные. Они даже медведя могут гнать. Если кошка расположена к человеку, то все ради него отдаст. Она ведь не просто фырчит, а вытягивает из хозяина злую энергетику. Почему некоторые бабушки по несколько кошек имеют? Потому что они, прижимаясь к старушке, продляют ей жизнь, отдавая свою энергию. Иной раз про такую бабку говорят, дескать, она чокнутая – завела 40 кошек. А она такая же, как и я, занедужившая болезнью Куклачева.
– Вы считаете, что с кошкой нужно договариваться. А если она ведет себя вызывающе, например, в постель гадит?.. Ничего, кроме наказания, в таких случаях хозяевам в голову не приходит.
– Кошка никогда не станет гадить в неположенном месте просто так. Это ее месть за обиду или даже невнимание к ней. Если это животное наказать, значит, стать для него врагом навсегда, и оно будет искать способ выжить обидчика из квартиры. Человек считает себя хозяином в доме, потому что физически сильный, а кошка чувствует себя хозяйкой по энергетике. Хорошая кошка дома – это же счастье.
– Кошки проявляют какие-то необычайные способности?
– Они чувствуют, например, извержение вулкана. Я это в Японии обнаружил. Кошек после выступления покормили, и их всех разом вырвало. Утром мы уехали из этого места и в поезде по телевизору узнали, что там вулкан активизировался, мы как раз у его изголовья были. Черные коты хорошо чувствуют бурю. Раньше, когда не было барометров, японцы, уходя далеко от дома, брали с собой кошку в клетке. И она начинала в ней метаться за два часа до урагана, таким образом, у людей оставалось время, чтобы найти укрытие. Кошки вообще любые катаклизмы предчувствуют.
– Между кошками бывают симпатии и антипатии. Вы это берете во внимание во время выступления?
– Блондинок все мужики любят и коты тоже. Симпатии у них бывают за кулисами, секс на сцене не разрешается. А разодраться могут и на сцене, поэтому я туда несколько кошек редко выпускаю. На пробежку могут выйти вместе – и то не все.
– Говорят, что вы противник кастрации котов. Как же вы избегаете размножения среди животных в театре?
– Мальчики и девочки живут отдельно. Правда, иногда кот Бориска ухищряется пробраться на женскую половину и увеличивает кошачье поголовье на 30-40 котят. На время дамы теряют форму, им не до выступлений.
– Как отбираете новых актеров?
– Оставляем потомство от наших кошечек. В нашем театре живут кошки всех пород, всего 200 животных.
– Прочитала про вас анекдот в Интернете о том, что Куклачев обувь дома ставит вверх подошвой. Как вы относитесь к анекдотам про себя?
– (Улыбается.) Хорошо. А вот еще один анекдот. Дочка Куклачева, когда злится, шипит, кусается и царапается, а внучка, если обижать, метит только в тапочки. Или такой. А вы знаете, что во время гастролей в Париже Куклачев упал с 15 этажа? Лапку ушиб.