Образованию – реорганизация
Народный учитель России Лев Пигалицын – о проблемах современной школы и способах их решения.
28 мая депутаты городской Думы присвоили звание «Почетный гражданин города Дзержинска» легендарному педагогу Льву Пигалицыну, без малого пять десятков лет отработавшему учителем физики, астрономии и информатики в школе №2 с углубленным изучением физико-математических предметов и вырастившему 50 докторов физико-математических наук и более 130 кандидатов наук.
Сегодня Лев Пигалицын – президент Ассоциации учителей физики и астрономии Нижегородской области, председатель Российской ассоциации учителей астрономии, заслуженный учитель РСФСР, народный учитель Российской Федерации – наш собеседник.
Три проекта для Дзержинска
– На заседании Гордумы, где вам вручили звание «Почетный гражданин города Дзержинска», вы просили депутатов о содействии в реализации трех проектов, разработанных вами для Дзержинска. Расскажите о них подробнее.
– Два проекта уже вовсю работают. У меня хорошие связи с Дзержинским техническим колледжем, где недавно создали детскую научную hi-tech лабораторию, которой дали мое имя. Там мы со студентами колледжа изучаем микро-ЭВМ «Ардуино». Это первый проект и первый уровень подготовки. В дальнейшем мы подключим к нему учащихся 5-7-х классов.
Второй проект мы осуществляем совместно с руководством Дзержинского политехнического института, на базе которого собираемся открыть физическую лабораторию для старших школьников. Речь идет о крупной, серьезной лаборатории. Это будет углубленный уровень подготовки, рассчитанный на студентов и школьников старших классов. В нем будут сочетаться лекции по углубленной физике и интерактивному моделированию.
Третий проект связан со строительством нового здания школы №2. В ней планируется создать астрономическую обсерваторию с большим куполом, и у меня мелькнула мысль: а что, если на базе этой обсерватории создать городской детский планетарий, в который приходили бы дети со всего города и знакомились с астрономией?
Если хватит здоровья, сил и времени, то я попытаюсь эти проекты осуществить. Очень обидно, что сегодня физика как предмет в Дзержинске находится в упадке. Мне хочется поднять ее, хочется помочь городу и нашим ребятишкам. Если не я, то кто же?
Ищите не школу, а учителя
– Получается, в школах сейчас точные науки преподаются не лучшим образом?
– Я считаю, что положение очень плохое. В старших классах изучению физики отведено два часа в неделю. За это время учитель должен дать ученикам теоретическую основу, научить решать задачи, провести лабораторную работу, поставить опыты и подготовить к ЕГЭ тех, кто выберет этот предмет. Когда? Естественно, учитель не успевает. В 10-м классе пробегают материал галопом по Европам, а весь 11-й класс занимаются репетиторством, готовят детей к ЕГЭ.
Стоит ли удивляться, что большинство нынешних выпускников физику, естественно, не знают. У меня много друзей, работающих преподавателями на физфаке, радиофаке университета имени Лобачевского, в других вузах. Все они в один голос говорят, что абитуриенты совершенно не подготовлены и весь первый курс приходится изучать со студентами школьную программу. Это же не дело! И я думаю, что ситуация с другими науками у нас сейчас не лучше. Извините, что отношусь агрессивно к современному состоянию образования, но дело действительно на мой взгляд, обстоит очень плохо. Поэтому срочно нужна реорганизация образования.
– А многие родители сейчас жалуются, что им приходится буквально учиться вместе со своими детьми: мол, такая сложная программа.
– Дело тут не в программе. Это беда, в основе которой, как я полагаю, лежит педагогическая безграмотность или незаинтересованность учителя. У меня правнучка – отличница, учится в третьем классе, но дома с ней готовят уроки бабушка – учительница начальных классов – и мама, иначе она ничего не успевает сделать. В чем дело? Дело, на мой взгляд, в преподавании. В советские времена нам говорили: учитель должен объяснить на уроке две третьих материала и только одну треть задать на дом. А были течения, когда вообще без домашних заданий надо было учиться, то есть весь материал усвоить на уроке.
Сегодня же стиль преподавания изменился, на дом зачастую задают то, чего в классе вообще не делали. Думаю, это во многом объясняется тем, что в школы пришло много молодых учителей, которые преподавать не умеют и не особо стремятся постигать эту премудрость. Поэтому я всегда говорю родителям: ищите не школу, а учителя, который бы любил вашего ребенка и смог бы все ему объяснить.
И это речь идет о городских школах. Мой приятель из Иркутского университета как-то сказал мне: «Лев Васильевич, перемахните через Урал и придите в любую сельскую школу, там чуть ли не истопник физику преподает, лишь бы дырку заткнуть».
Обучение стало услугой
– Почему же так снизилось качество преподавания?
– Здесь целый комплекс проблем. Мы живем в обществе, в котором деньги играют огромную роль. Между тем зарплата у рядового учителя – 15-17 тысяч рублей в месяц, а требования все растут, все больше отчетности и прочей бумажной работы, которая теперь еще должна быть продублирована в электронном виде. Нет у молодого педагога стимула полностью выкладываться на занятиях. К тому же процесс обучения сейчас низвели до оказания обычной услуги. Я считаю, это бесчеловечно.
Вследствие этих и других причин престиж работы учителя упал ниже плинтуса. Соответственно, очень изменилось отношение родителей к учителям – оно зачастую презрительное. И не дай Бог, какой-то учитель попытается оставить нерадивого ученика на второй год. Это нонсенс, такого вообще сейчас не бывает. Его буквально заклюют и директор школы, и родители, дело может дойти до суда. А раньше учитель был свободен и порядочен: насколько знаешь, столько и получишь.
Надо срочно повышать педагогам зарплату! Как только мэр Москвы Сергей Собянин решил эту проблему (зарплата в московских школах сейчас составляет 90-150 тысяч рублей), качество образования в столице заметно выросло: учителя стараются, им есть что терять, и с них можно спрашивать за качество работы.
В какие только двери я не стучался: и с Путиным, и с Медведевым переписывался, и с нашими губернаторами, время идет, но ничего не меняется.
Педагоги-подвижники не перевелись
– Тем не менее не будем забывать, что педагоги-подвижники есть и сейчас. Например, в моей нижегородской лаборатории проводят все свое свободное время более десятка учителей, их воспитанники делают учебно-исследовательские работы, которые занимают первые места на всевозможных научных конкурсах. Некоторых детей – победителей регионального конкурса «Рост Isef» – я пять раз возил в США, в различные города на международный конкурс Intel Isef. В столице Силиконовой долины США, в городе Сан-Хосе, две мои девочки Антонина Торопкина и Лилия Храпунова завоевали малые нобелевские премии.
На учебниках зарабатывают деньги
– Лев Васильевич, а чем объяснить то обстоятельство, что понять содержание нынешних школьных учебников многие ученики не могут даже с помощью родителей?
– Качество современных школьных учебников – тоже проблема, и очень большая. Возникла она из-за денег. Этот денежный вопрос испортил очень многое в нашей стране, в том числе и учебники.
Многие поколения советских школьников учили физику по Перышкину. Александр Васильевич Перышкин был не только ученым-физиком, но и видным педагогом, создателем методики преподавания физики. Его учебники были высочайшего качества, прекрасно адаптированными для школы.
Сейчас же существует 20-25 школьных учебников по физике и учебников 15 по астрономии. Почему их столько написали? Потому что ученые, близкие к чиновникам из Министерства образования, хотят подработать – за учебники им платят неплохие деньги. Потом по протекции проталкивают их в какую-то школу, тоже небесплатно.
При этом качество этих учебников зачастую оставляет желать лучшего. Ученые иногда такие перлы выдают, что их не только ученик и школьный учитель, но даже коллега по научной работе не всегда понять может. Такая у меня точка зрения по поводу современных учебников.
Считаю, что учебников достаточно двух: один для общеобразовательных школ, а другой – для классов с углубленным изучением предмета. Я не раз обращался к руководству страны с предложением: соберите нас, народных учителей, и ученых месяца на два, заприте вместе, чтобы мы выдали вам на-гора по паре учебников. Ученые хорошо знают предмет с научной точки зрения, а мы, учителя, знаем, как его донести до учеников. Увы, пока мои обращения остаются без ответа.
«Дистанционка» свелась к рассылке заданий
– Всю последнюю четверть школьники учились дистанционно. Как считаете, справилась школа с новым форматом работы?
– Вопрос сложный. Переход на дистанционное обучение был вынужденной мерой и грянул неожиданно. Школы, естественно, не были к этому готовы, так как у нас не развита система дистанционного обучения. Такие занятия использовались от случая к случаю. И вся эта «дистанционка» при отсутствии современной компьютерной техники и нормальной интернет-связи свелась к тому, что учитель по «Скайпу» или по какому-то другому каналу рассылал в основном тестовые задания и получал выполненную работу или ее фото. Это, конечно, не дело. Чтобы учить ребенка, нужно видеть его лицо, а не монитор, заглянуть в глаза, повести за собой.
– Неожиданно слышать это от человека, который несколько лет очень успешно занимается дистанционным обучением школьников, вебинары которого пользуются популярностью по всей России.
– Я считаю, что базовое образование, безусловно, должно быть очным. Дистанционное образование может стать незаменимым дополнением к нему, типа факультативов, каких-то творческих занятий. И в качестве такого дополнительного образования его нужно сделать в школе обязательным. При этом желательно, чтобы лекции в режиме онлайн читали настоящие ученые, которым можно было бы задавать вопросы, интересоваться их мнением. Это было бы здорово.
Дистанционное обучение – это особое направление образования, которое у нас еще совершенно не развито. Хорошо было бы создать у нас в Нижегородской области региональную программу дополнительного дистанционного образования для школьников. Я попытаюсь сдвинуть это дело с мертвой точки после окончания пандемии.
ЕГЭ опаснее смартфона
– Но такое дистанционное обучение рассчитано на любознательных ребятишек, увлеченных каким-то предметом. Остальные используют гаджеты больше для развлечений, причем иногда прямо на уроках. Поддерживаете ли вы инициативу некоторых российских депутатов о запрете использования смартфонов на территории школы?
– Гаджеты, как ни покажется странным, могут оказать неоценимую помощь в образовании учащихся при изучении различных предметов. Оказывается, у тех же смартфонов очень большое количество физических датчиков, с помощью которых школьники могут сами ставить физические эксперименты и делать учебно-исследовательские работы. По ним можно изучить практически всю физику, а не только делать QR-коды для выхода на улицу во время пандемии.
Я решил создать целый курс, который так и называется – «Физика на смартфоне». В этом курсе можно проводить научно-исследовательские изыскания. И тогда у школьников большая часть времени уйдет на выполнение школьных заданий, а не игры. Кстати, и QR-коды я вовсю начинаю применять в школьной практике и в музейной работе. Это для школьников очень интересно и близко. Большие возможности имеются и у виртуальной, дополненной и общей реальностях при правильном методическом использовании.
Что касается запретов на смартфоны, тут вопрос неоднозначный. Когда я учился в классе 6-8-м, мы гуляли летом с друзьями до двух-трех часов ночи и родители нисколько не волновались о том, что с детьми может что-то случиться, в мыслях этого не было. Сейчас ситуация другая, и я понимаю родителей, которые боятся за безопасность своих детей и хотят быть практически непрерывно на связи с ребенком. Но при этом они, давая ему в руки смартфон, должны привить ребенку культуру его использования.
Однако дело здесь не только в смартфонах. Сейчас из-за введенного ЕГЭ ситуация ужасная: идет урок биологии, ученик играет в телефонные игры, учитель ему делает замечание, а он отвечает: «Я ЕГЭ по биологии не сдаю». Значит, он аналогично ведет себя и на уроках по другим предметам, которые не сдает. В результате мы выпускаем недоучившихся ребят с очень узким кругозором. И это очень-очень плохо. Я считаю, что основная причина этого – ЕГЭ. Я помню, мы учили все предметы, независимо от того, будешь ты их сдавать на экзамене или нет, и поэтому у людей старшего поколения кругозор гораздо шире, чем у нынешней молодой поросли.
Вообще, я ярый противник ЕГЭ. Я за прежнюю систему вступительных экзаменов, когда абитуриентов отбирали по итогам экзаменов комиссии, состоят из преподавателей института, потому что это их будущие ученики.
Советская система образования была лучшая в мире
– Вообще, я считаю, что наша советская система образования была лучшая в мире, а все эти нововведения разрушили ее. Ну, как, например, можно было сказать, что школа не обязана воспитывать учеников? Школа – основной институт воспитания детей, потому что там они проводят большую часть времени. Воспитание обязательно надо в школу вернуть, это трудная работа, которая хорошо окупается. Так можно создать отличный генофонд. Воспитанные и грамотные люди – будущее нашей страны.
Наталья ПАНКРАТОВА.