Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона о комплексном развитии территорий (КРТ)
Его цель – создать механизм для ускоренного расселения аварийного жилья.
Регионам – новые полномочия
Как ожидается, законопроект, касающийся миллионов людей, может быть окончательно одобрен до конца года.
Инициатива дает регионам право утверждать адресные программы сноса и реконструкции многоквартирных домов с учетом мнения жителей. У властей субъектов РФ будут полномочия определять технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в эти программы. При этом решение о КРТ регион сможет принять в том случае, если земельные участки как минимум наполовину заняты аварийным или ветхим жильем либо же промзоной.
Как подчеркнул заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин, цель поправок – создать механизм для ускоренного расселения аварийного и ветхого жилья и сделать городскую среду комфортной.
Появятся целые кварталы с инфраструктурой, причем не где-то в чистом поле, а в местах, куда уже подведены все коммуникации. Размер и границы участка, согласно законопроекту, будут определять регионы.
Кроме того, и у местных властей возникнет возможность формировать комфортные общественные пространства вместо точечной застройки на месте сносимых домов.
Документ заменяет понятие «устойчивое развитие территорий» термином «комплексное развитие территорий».
Жильцам – новые нормы
Важные намерения федеральных властей, разработавших законопроект, касаются и волеизъявления жителей. Если документ будет принят, изменятся и соответствующие нормы.
На данный момент с тем, чтобы старый дом был снесен, должны согласиться все собственники помещений без исключения.
В перспективе же для этого будет достаточно согласия 2/3 жителей. После того, как регион определит территорию комплексного развития, по этому вопросу должны быть организованы публичные слушания.
Среди прочего планируется прописать, что собственникам квартир в сносимых домах должна быть предоставлена равноценная компенсация по выбору жильца: или путем выплаты в денежной форме, или путем предоставления жилья не дешевле освобождаемого помещения. Стоимость будет определяться по правилам, установленным действующим жилищным законодательством.
Инвесторов для реализации проекта авторы инициативы предлагают отбирать по итогам аукционов, чтобы минимизировать риск участия недобросовестных застройщиков. К участникам предъявляются требования по опыту строительства МКД.
К слову, губернатор региона Глеб Никитин сообщил, что Нижегородская область поддерживает федеральный законопроект.
Комментарии
Николай ПИВНЯК, депутат городской Думы, избирательный округ №33:
– Проект закона о комплексном развитии территорий появился после того, как стало понятно, что те положения, которые действовали в сфере расселения аварийного жилья в советское время и до сегодняшнего дня, оказались сейчас неработоспособны. Идет поиск некоего нового инструмента для комплексного развития территорий.
Для меня, как для депутата, на округе которого жилфонд в значительной степени является аварийным, проблема расселения старых многоквартирных домов стоит особенно остро. При этом со стороны исполнительной власти муниципалитета я вижу мало реальной поддержки. Если новый закон позволит сдвинуть процесс с мертвой точки, это будет очень здорово.
Да, моя идея сноса массивов старых сараев, уже получившая практическую реализацию в Дзержинске, созвучна данному проекту решения. Кстати, я, как человек, владевший собственным сараем, понимаю, что мог бы попасть под действие данного закона. И я согласен с этим, потому как в данном случае мои личные интересы вступают в противоречие с требованиями развития общества и города. Интересы муниципалитета должны превалировать над сиюминутными потребностями частника. В любом случае федеральный закон должен очень четко прописывать правила игры и не оставлять возможностей для двойного толкования.
Один из плюсов нововведения в том, что в нем задействованы разные уровни власти: и уровень субъекта Федерации, и муниципальный.
С моей точки зрения, в дальнейшем могут возникнуть противоречия между потребностью муниципалитетов и граждан в расселении аварийного жилья и возможностями для этого других заинтересованных сторон: структур, формирующих бюджеты разного уровня, и лоббистов. Ведь смысл проекта – в привлечении денежных средств от инвесторов.
Есть мнение, что, принимая федеральный закон о комплексном развитии территорий, московские реновации просто подгоняют технологии в провинции. Возможно, в некотором смысле это так. Например, недавно была проблема с утилизацией мусора на федеральном уровне – ее решили в регионах мусорные операторы.
Сейчас прошло первое чтение законопроекта в Госдуме. Полагаю, что этот закон потянет за собой пересмотр еще ряда документов, формирование некоей общей нормативной базы. В перспективе в этот документ, как и в любой закон, нужно будет обязательно вносить поправки. Надеюсь, что в итоге Госдума выдаст нам жизнеспособный документ расселения ветхого жилья и механизм для практической реализации данных нормативов.
Сергей ЧЕНДЫРИН, депутат городской Думы, избирательный округ №10:
– Проблема с аварийным жильем существует в России повсеместно, а потому ее надо решать на федеральном уровне. Аварийные дома, конечно, и в Дзержинске присутствуют. Правда, в нашем городе еще не такая жуткая картина, как в некоторых других муниципалитетах региона, где, похоже, уже определились первые кандидаты для вхождения в возможную программу комплексного развития территорий.
Разница норм проекта закона о КРТ с программой реновации жилья в Москве не очень большая. Хотя авторы законопроекта и говорят, что это несколько другое положение. Но по сути, единая практика расселения аварийного жилья транслируется по всей России.
Самое основное отличие от того, что было раньше, – это то, что территории будут осваиваться комплексно.
То есть в квартале не один единственный аварийный дом точечно сносят, «воткнув» вместо него какую-то высотку, а застраиваться территории будут целыми микрорайонами. Причем охватывать эти микрорайоны не обязательно станут лишь ветхие и аварийные дома – достаточно, чтобы на данной земле стояло больше 50 процентов непригодного к проживанию жилфонда.
Хотя вроде как и преду-сматривается, что для отказа от участия в этой программе достаточно набрать одну треть голосов жильцов МКД, но, зная, как проводят собрания жителей наши управляющие компании, когда фальсификации идут направо и налево, а «подписываются» в документах даже умершие собственники квадратных метров, то я не удивлюсь, если 100 процентов народа будут голосовать за снос своего жилья. И лишь потом жители выйдут с пикетами и транспарантами протестовать против неправедных решений. Именно в этом я вижу большую опасность.
Если закон о комплексном развитии территорий будет принят, он, на мой взгляд, коснется в большей степени старой части города. Причем не только аварийного жилого фонда, но и самовольных построек, а также строений, возведенных с нарушениями градостроительного регламента.
В первую очередь, как я полагаю, сносить будут старые сараи. Если раньше власти пытались найти их владельцев, определить форму собственности, то по готовящемуся к принятию нормативному акту без наличия правоустанавливающих документов любое некапитальное строение будет уничтожаться. Нет документа о собственности – всё, до свидания.
Алексей СЕРГУНИН.