Председатель Дзержинской городской организации Российского союза ветеранов Афганистана Юрий САЛОВ подверг критике решение главы города Ивана Носкова ввести в городских школах предмет «Начальная военная подготовка»
Согласно имеющейся информации глава администрации города Иван Носков своим решением ввел в нескольких школах города предмет «начальная военная подготовка». Правда, пока факультативно. Но даже и факультативная форма изучения НВП у меня вызвала удивление.
Для тех, кто не в курсе: Дзержинская городская организация Российского союза ветеранов Афганистана (далее по тексту – мы) уже не первый год участвует в мероприятиях патриотической направленности:
– совместно с педагогическим коллективом школы №20 организовывала и проводила городские турниры «Весна Победы»;
– занималась со школьной командой военно-прикладными видами спорта, обеспечивала ее участие в городских и региональных соревнованиях;
– а также совместно с педагогами школы №20 организовала и провела две лагерные смены с военно-прикладным уклоном. И так далее.
В общем, опыт и знания имеем, как и знаем обо всех проблемах этого направления деятельности.
Именно поэтому такое волюнтаристское решение Носкова нас и обескуражило. Что, так можно?!
А рассуждать начнем, пожалуй, с финансов. В соответствии с действующим законодательством финансирование школ осуществляется из нескольких источников.
Из регионального (областного) бюджета финансируются заработная плата педагогов, учебники и учебные пособия, средства обучения. Из местного бюджета оплачиваются содержание зданий и строений муниципальных школ, приобретение мебели, обустройство прилегающих территорий, оплата труда прочего (непедагогического) персонала. К тому же присутствуют добровольные пожертвования родителей учащихся образовательной организации.
Педагогам платят за выполнение планового задания, утвержденного госстандартом и бюджетом в соответствии с подушевым финансированием. А так как факультатив по НВП не входит в плановое задание, то кто будет оплачивать труд педагога за ведение этого факультатива? Администрация раскошелится или придется директору школы перекраивать свой школьный бюджет? Или просто заставить кого-то из учителей работать безвозмездно, то есть даром?
Кстати, о профильных педагогах. Согласно Положению о подготовке граждан РФ к военной службе преподавать основы военной службы должны, как правило, офицеры, пребывающие в запасе, имеющие соответствующее образование, а также ученики военных кафедр педагогических образовательных организаций.
В исключительных случаях разрешается назначать на эти должности прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин и т.д., имеющих соответствующее образование. Вы найдите в современных школах мужиков в принципе, а уж военных отставников… Единицы. Это все к вопросу о преподавательском составе для НВП.
Теперь рассмотрим вопрос технического оснащения школ для ведения такого факультатива как НВП. Изучение в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования такого предмета как «Основы безопасности жизнедеятельности» требует приличного материально-технического оснащения учебных классов, в том числе хотя бы муляжа автомата Калашникова. Остальные пособия допускается иметь или в печатном, или в электронном виде. Ну так и цели и задачи этого предмета более чем размыты. Тут получение начальных знаний в области и обороны, и гражданской обороны, и прочее.
НВП же потребует более насыщенной материально-технической базы, так как без практических занятий на тактическом поле необходимых знаний не приобретешь. Надо метать гранаты, надо стрелять по мишеням, хотя бы в электронном тире (недешевом), надо учиться рыть окопы, ориентироваться по топографической карте в лесу, а не в классе, ставить минные поля и многое другое, чему учила нас НВП в советской школе. И преподаватели тогда все были офицерами, многие из которых прошли горнило Великой Отечественной войны!
Так вот задайтесь вопросом: в школах есть такая материальная база? А где она хранится, если хоть что-то имеется? А в какой школе оборудована оружейная комната, где все это должно тщательно храниться – и под сигнализацией?
А если этих «оружеек» нет (а их нет!), то за чей счет они будут создаваться и оборудоваться? Представьте себе, что какой-нибудь автомат исчезнет из школы и объявится (уже переделанным под боевой) при совершении правонарушения. Кто будет отвечать за нарушение режима хранения учебного оружия?
Все эти вопросы мы поднимали на совещаниях различных уровней и восемь лет назад, и уже при нынешней администрации. Никаких подвижек.
Мы даже предлагали нынешней администрации заключить с нами договор. Они выделяют просчитанное финансирование – мы подготавливаем необходимое количество преподавателей именно из офицеров запаса, к тому же имеющих опыт боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе. Было не нать…
Что же это такое в нынешней редакции? Наивная глупость Носкова? Вряд ли: где он уже только не поруководил!.. Более походит на откровенный и неприкрытый хайп, некий месседж вышестоящим начальникам: я уже распорядился!
Юрий САЛОВ, председатель Дзержинской городской организации Российского союза ветеранов Афганистана.