Госдума приняла в первом чтении законопроект, который усилит контроль Кремля над регионами
Проект породил слухи, что Путин закручивает гайки, чтобы подготовить почву для своего преемника.
Резонансный законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», который устанавливает правила работы региональных властей, планируется окончательно принять уже в декабре, а его ключевые положения ввести в действие с 1 июня 2022 года. Мы расспросили наших экспертов, что они думают по этому поводу.
«Утратил доверие». И точка
Законопроект, в частности, закрепляет за президентом страны право отправлять глав субъектов федерации в отставку по причине утраты доверия. Без конкретизации. Для этого уже не нужно будет выявлять факты коррупции, счета за рубежом или конфликты интересов, как сейчас.
Региональные власти теперь будут обязаны согласовывать кандидатов на должности глав региональных минфинов, органов здравоохранения, образования, жилищного и строительного надзора с федеральными органами власти.
А сроки представления регионами отзывов на рассматриваемые Госдумой законопроекты сократятся вдвое: с 30 до 15 дней.
Зато властям регионов разрешено подминать под себя любые местные структуры, формально считающиеся независимыми. Видимо, чтобы подсластить горькую пилюлю.
В партии власти объяснили инициативу необходимостью привести законодательство в соответствие с новой Конституцией РФ, улучшить качество госуправления и, как следствие, повысить уровень жизни и благосостояния россиян, гипотетически сэкономить бюджетные средства.
Еще одна из заметных новелл закона – отмена ограничений на число губернаторских сроков. Согласно действующему закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» губернаторы избираются на срок «не более пяти лет» и не могут занимать эту должность «более двух сроков подряд».
В новом проекте установлен жесткий срок в пять лет, но ограничений по числу сроков уже нет. При этом высшее должностное лицо может именоваться только «главой субъекта»: возможно и дополнительное наименование «с учетом исторических, национальных и иных традиций», но слово «президент» использоваться не может.
Строим империю
После внесения законопроекта в Госдуму сразу поползли слухи о том, что Владимир Путин, закручивая гайки, готовится к скорому уходу с поста президента, опасаясь, что региональные элиты, пользуясь моментом, могут отдалиться от федерального центра и поставить под угрозу целостность страны. Впрочем, наши спикеры с подобной постановкой вопроса не согласились.
«Я полагаю, что для разговоров о скором транзите власти пока нет никаких оснований. По-моему, Владимир Владимирович не собирается в самое ближайшее время менять место работы. Во всяком случае, принятие закона о принципах организации публичной власти об этом точно не свидетельствует, – говорит бывший чиновник городской администрации, пожелавший остаться неизвестным. – По-моему, наш президент последовательно строит империю, но не в смысле государственного управления (наследственный монарх в России вряд ли появится), а в смысле порядка осуществления власти и взаимодействия с населяющими страну народами. У нас есть имперская нация – русский народ, вокруг которого объединены все остальные. Этот процесс начался в 2000 году с организации полпредств, первая задача которых была – приведение местного законодательства в соответствие с федеральным.
Путин, как известно, не раз критиковал Ленина, который в 1922 году, когда обсуждался союзный договор, настоял на полном равноправии республик и на их праве выхода из состава СССР. Владимир Владимирович считает, что Ленин тем самым заложил мину замедленного действия «под здание нашей государственности». Путину ближе позиция Сталина, который говорил об автономизации, не предполагавшей столь широкие полномочия».
Кстати, после принятия закона, по мнению многих экспертов, можно будет говорить об окончательной ликвидации института местного самоуправления. Наш собеседник с этим согласен, но полагает, что в России он по ряду причин не сработало, оказалось мертворожденным.
Не время для транзита
Мнение о том, что в России грядет транзит власти, не разделяет и депутат городской Думы, также попросивший не называть своего имени.
«Лично я не вижу приготовлений к уходу Владимира Путина. Я вижу лишь очередной шаг на пути укрепления вертикали власти, перехода к абсолютизму. Для транзита, на мой взгляд, совершенно неподходящий момент, в нем нет большого смысла.
Если Владимир Владимирович хочет после формального ухода с поста президента сохранить возможность влияния на политику, то хотя бы год, два после этого ситуация в стране должна развиваться в позитивном ключе: за счет общей обстановки, за счет усилий Путина и преемника. Сейчас обстановка не та совершенно.
Транзит, скорее всего, будет совершенно неожиданным, нас поставят перед фактом, не предупредят и не спросят, – полагает народный избранник. – Что касается нашей системы власти, то надо понимать, что чем она жестче, тем меньше способна сопротивляться внешним воздействиям и вызовам времени. Когда потребуется проявить гибкость, она даст сбой, потому что к гибкости не приучена. Примечательно, что власть сейчас упорно создает видимость участия граждан в процессах принятия решений, все время проводятся какие-то опросы, при этом избранные представители граждан фактически отстранены от принятия решений».
Через союз с Белоруссией
Не согласился с утверждением о грядущем транзите власти и кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Института международных отношений и мировой истории (ИМОМИ) университета Лобачевского, координатор Нижегородского отделения общественного движения «Суть времени» Федор Дорофеев.
«Думаю, что Путину, как любому здравомыслящему человеку, конечно, дорого то, что он создавал не один десяток лет, и он хочет это сохранить. Но если президент и готовится к транзиту, то, скорее всего, другим способом. Я думаю, что он будет делать это через союз с Белоруссией, и в последнее время мы видим здесь большие варианты, – полагает общественник. – А то, что сейчас происходит на местах, у многих вызывает вопросы. Губернаторы издают указы о режиме повышенной готовности, вносятся изменения. Но разве это не является прерогативой Совета федерации или президента? Им делегировали полномочия? Если да, то в каком объеме? И почему центральная власть не берет эту ответственность на себя? Масса вопросов не только у меня, но и у самого широкого круга лиц».
Идея не нова
О том, чем может быть вызвано появление законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», мы расспросили доктора исторических наук политолога Александра ЕГОРОВА.
– Этот законопроект не является каким-то особым в контексте тех действий, которые уже были приняты федеральной властью. Он разработан в рамках сверхцентрализации власти, построения суперпрезидентской республики, которое началось в России достаточно давно. Несмотря на то, что в российской Конституции наша страна провозглашается федеративным государством, мы все больше движемся в сторону унитаризма. Но идея эта тоже не нова: в свое время ее, например, активно пропагандировал Владимир Жириновский, – напомнил наш собеседник. – Внесение закона в Госдуму могла ускорить та социально-экономическая, общественно-политическая и эпидемиологическая ситуация, которая сложилась в настоящее время. Региональные власти получили достаточно широкие полномочия по введению карантинных мер, запретов и ограничений на свободу передвижения населения внутри своего региона, и, как можно предположить, в этой ситуации федеральные органы, и прежде всего глава государства, не хотят потерять контроль над субъектами РФ. Так, в законопроекте есть пункт о том, что президент может снять главу любого региона, в том числе по утрате доверия, не особо объясняя причину. По сути дела, он окажется в подвешенном состоянии, будет вынужден постоянно оглядываться на Москву, с трепетом ожидая реакции с ее стороны.
В случае принятия закона у федеральной исполнительной власти, помимо всего прочего, появится право участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сфере образования, здравоохранения, финансов, жилищного строительства и так далее. Сейчас это компетенция исключительно региональных властей. В общем, власти субъектов РФ окажутся под жестким контролем центра.
– Есть мнение, что Владимир Путин, укрепляя вертикаль, готовится к скорому транзиту власти, опасаясь, что после его ухода может повториться парад суверенитетов.
– Естественно, президент как человек мыслящий стратегически должен думать о том, что будет после смены первого лица государства. Но до 2024 года абсолютно точно ничего не изменится. Да и потом из политики Владимир Владимирович совершенно точно не уйдет: в том или ином качестве будет держать руку на пульсе.
Строительство вертикали еще не завершено, и глава государства наверняка еще будет смотреть, как отразится новый закон на этой самой вертикали, как на него будут реагировать региональные элиты.
– Татарстан уже сейчас возмущается тем, что законопроект запрещает главе республики называться президентом.
– Глухое недовольство региональных элит может стать миной замедленного действия, которая сработает после ухода Владимира Путина с поста президента. Ему нужно искать очень сильного преемника, которого я пока не вижу.
– Получается какая-то тупиковая ситуация. Борис Ельцин в свое время дал субъектам столько суверенитета, сколько те «смогут проглотить». Вскоре после этого Татарстан перестал отчислять налоги в федеральный бюджет, провозгласил приоритет своей Конституции над федеральной, а Чечня и вовсе открыто заявила о выходе из состава России, что привело к вооруженному конфликту. Давать права регионам опасно, забирать тоже…
– Я согласен, что при слабом центре регионы поднимают голову и оттягивают на себя изрядную долю полномочий – печальная судьба Советского Союза тому подтверждение. Путин был свидетелем распада СССР, и он, безусловно, не хочет допустить этого сценария уже с Россией, поэтому он изо всех сил держит своей личной властью единство государства. Однако искусство политического управления как раз в том и заключается, чтобы привязать регионы к центру в первую очередь какими-то интересами, а не административными мерами.
Развиваться можно по-разному: Россия на протяжении нескольких сотен лет была классическим унитарным государством, и федеративной стала только в 1918 году, когда образовалась РСФСР. Но в целом я сторонник федеративного устройства: Россия слишком большая и разнообразная страна, которую непросто унифицировать.
Любое федеративное государство имеет единую систему органов власти, единое законодательство, единую систему налогообложения, но и определенная доля самостоятельности, подкрепленная финансово, у регионов тоже имеется. Власти же наших субъектов стоят с протянутой рукой, участвуют в разных федеральных проектах в надежде на финансирование.
В мире есть множество примеров устойчивых федераций. Хрестоматийный пример тому – США, где в одних штатах есть, например, смертная казнь, а в других нет. При всем при этом люди спаяны едиными ценностями, единой политической культурой, более-менее единым видением будущего и какой-то национальной идеей, которую разделяет подавляющее большинство населения.
В России же, как мне представляется, упор пока делается на клановые интересы политической элиты, а она неоднородна как по национальному признаку, так и по финансово-экономическим интересам. Естественно, каждый клан начинает тянуть одеяло на себя. Раздробленность интересов и политической культуры – ключевая проблема нашей страны. Как в прошлом, так и в настоящем.
С моей точки зрения, на протяжении последних двадцати лет нужно было формировать несколько иной тренд в становлении политической элиты. Упор был сделан на идею личной преданности главе государства, что в целом не так уж плохо, но параллельно нужно было заниматься перестройкой сознания, политической культуры нашей элиты, нацеливать ее на приоритет общих федеральных интересов перед клановыми.
– Упомянутый вами Жириновский давно пропагандирует идею ликвидации национальных республик, превращения их всех в обычные губернии. Как считаете, дойдет до этого?
– Это слишком серьезный шаг. Уверен, что Путин на это не пойдет.
Наталья ПАНКРАТОВА.