Дзержинцы жалуются на перебои в работе стационарных валидаторов в троллейбусах и автобусах МУП «Экспресс»
Разбираемся, зачем они вообще нужны и почему не все из них работают.
Более двух месяцев назад в общественном транспорте, принадлежащем МУП «Экспресс», начали устанавливать стационарные валидаторы, которые в будущем должны будут полностью заменить кондукторов.
Однако до сих пор дзержинцы жалуются на то, что многие валидаторы по-прежнему не работают вовсе или работают с перебоями, например, не реагируя на определенные банковские карты. При всем при этом некоторые водители крайне неохотно принимают оплату по безналичному расчету, ссылаясь на наличие стационарного терминала. Городские социальные сети облетело фото валидатора в одном из троллейбусов, замотанного теплым пледом. Как пояснили в пресс-службе администрации, аппарат укрыли для того, чтобы «ограничить доступ пассажиров к терминалу», который вышел из строя.
В МУП «Экспресс» уверяют, что эти трудности временные. Но многие наученные горьким опытом горожане относятся к этим заверениям с недоверием, замечая, что умные технологии почему-то с большим трудом приживаются в Дзержинске.
«Все это мне напоминает ситуацию с табло на «умных» остановках. За два года эти табло так и не начали корректно работать. А некоторые из них год назад сняли для ремонта. С тех пор их больше не видели, – высказался по этому поводу в середине ноября у себя на странице в социальной сети «ВКонтакте» известный дзержинский блогер Алексей Алексеев. – Ребята, может, хватит кидать деньги жителей на ветер? Верните кондукторов».
Экономия превыше всего
На возврат кондукторов «Экспресс» вряд ли пойдет в ближайшее время. Как сообщил наш источник на предприятии, решение о переходе на автоматизированную систему оплаты было принято руководством МУПа.
Во-первых, потому что кондукторов сильно не хватает, поэтому во многих автобусах и троллейбусах брать плату за проезд с пассажиров приходится водителям. Во-вторых, терминалы (их берут в аренду у компании «Ситикард». – Прим. ред.), по расчетам муповских экономистов, обойдутся «Экспрессу» дешевле кондукторов, причем значительно.
Это подтверждает моя знакомая, водитель троллейбуса Светлана (имя изменено. – Прим. ред.).
«Кондукторов очень мало осталось, только старожилы. Как правило, это пожилые уже женщины. С каждым месяцем их все меньше: увольняются из-за проблем со здоровьем. А новых нет: не идут люди. Работа нервная, утром надо рано вставать, вечером работать допоздна. Я уже давно езжу одна, без кондуктора», – констатирует моя собеседница.
Думаю, в этой ситуации у многих возникает вопрос: а не проще ли поднять зарплаты кондукторам, чтобы пополнить их штат, чем вкладываться в новшество с непредсказуемым результатом.
«Руководству предприятия выгоднее раз вложиться в валидаторы, чем ежемесячно платить кондукторам, тем более повышать им зарплаты, – уверенно отвечает Светлана. – Если честно, я не знаю точно, сколько получают кондукторы, но, думаю, тысяч около двадцати у них выходит. Если им поднимут зарплаты, то их заработок фактически сравняется с заработком водителя или слесаря из гаража. Тогда все водители и слесари в кондукторы подадутся – зарплата такая же, а ответственность на порядок ниже. Если уж повышать зарплаты, то всем работникам МУПа. Конечно, гораздо дешевле установить валидаторы и немного увеличить штат контролеров».
По аппарату у каждой двери
Как мне сообщили в «Экспрессе», на сегодняшний день стационарными терминалами оснащены все троллейбусы и около 60% автобусов. Предполагалось, что установка валидаторов завершится к ноябрю, но в договор с подрядчиком пришлось вносить коррективы. Поначалу планировалось, что в муповские «Векторы» – ПАЗы для маршрутов со средним пассажиропотоком – будет установлено только по одному стационарному терминалу, но потом стало понятно, что этого мало, что валидаторы нужны у каждой двери. Пришлось подписывать дополнительное соглашение с «Ситикардом».
«Установка и наладка оборудования продолжаются. Сбои не исключены. Мы будем признательны пассажирам, если они в культурной форме сообщат нам, например, через сайт или водителя о том, что валидатор с таким-то номером не проводит какой-то платеж. Мы сразу же отправим сообщение в «Ситикард», – призывают в МУПе. – Потом сотрудники компании приезжают с этим списком и настраивают оборудование. Да, не все сразу. Надо просто набраться терпения».
Новые или б/у?
Среди рядовых сотрудников МУПа отношение к нововведению очень разное.
«У меня просто слов нет, – не скрывает эмоций кондуктор автобуса одного из муповских маршрутов. – Приезжают наладчики, настраивают эти терминалы, водители их включают утром, все по инструкции делают – один работает, другой нет. Нам их из Нижнего Новгорода сбагрили, они мучились, мучились и вот нам отправили. Теперь мы мучаемся. Интересно, кому их потом отправят».
Впрочем, водитель троллейбуса Светлана информацию о том, что в Дзержинск присылают бэушные валидаторы, не подтверждает.
«Я могу только за себя говорить. В мой троллейбус, как мне кажется, установили новые терминалы. Во всяком случае, я видела, что они из коробочки доставались, что они хорошие», – рассуждает моя собеседница.
В целом Светлана поддерживает нововведение, хотя и не отрицает проблем.
«Конечно, лично мне стало легче. Количество пассажиров, которые идут за билетом к моей кабине, сейчас стало значительно меньше, чем раньше. Да, поначалу многие карты действительно не проходили. Всегда прекрасно считывались только социальные карты «Ситикард», мне кажется, даже, когда не было связи. Были моменты, когда валидаторы, установленные в моем троллейбусе, выдавали только по одному билету при оплате с одной карты или не читали транспортные карты пенсионеров. Я сообщала об этом руководству, давалась заявка, приезжал специалист, перепрограммировал оборудование, и оно начинало опять работать. А еще был случай, когда терминалы, которые до того нормально функционировали, вдруг резко перестали работать. Опять же сделали заявку, наладчики восстановили связь. В любом случае это не наша вина. Наше руководство постоянно нас тормошит, просит, чтобы мы писали о любых неисправностях. Наладчиков долго ждать не приходится, иногда даже во время обеденного перерыва что-то там шаманят», – объясняет Светлана.
Иногда, по ее словам, оплата у людей не проходит, потому что пассажиры просто не умеют пользоваться валидатором.
«Недавно ко мне подошел мужчина и говорит: «Терминал не реагирует на мою карту». Я прохожу вместе с ним в салон – мне же надо знать, исправен аппарат или нет, – прикладываю его карту к экрану, и он ее прекрасно считывает, выдает билет, – рассказывает моя собеседница. – Прикладывать карту надо полностью. Если прозвучали два сигнала, значит, платеж по каким-то причинам не прошел. Надо приложить карту повторно, но только не ранее чем через 5-7 секунд».
Светлана не склонна драматизировать ситуацию и полагает, что со временем стационарные валидаторы будут работать стабильно.
«Знаете, с переносными валидаторами, которые установлены в кабине водителя, поначалу ведь тоже было много проблем, их тоже долго налаживали-переналаживали, но теперь они, слава Богу, не подводят. Думаю, что со стационарными валидаторами будет такая же история», – высказала надежду моя собеседница.
На старые грабли?
Будем надеяться на то, что на отладку новой системы оплаты проезда в транспорте МУП «Экспресс» уйдут месяцы, а не годы.
Примечательно, что в областной столице автоматизированную систему контроля оплаты проезда в общественном транспорте пытаются внедрить... более 10 лет. Первый раз ее попытались запустить еще в 2009 году. Тогда конкурс на установку автоматов выиграл банк «Ак Барс», но проект так и остался на бумаге из-за финансовых трудностей, возникших у инвестора.
А вот в 2013 году валидаторы в автобусах начала устанавливать компания «Новакард», однако спустя всего лишь месяц договор с ней был расторгнут, а оборудование демонтировано. Как объясняли чиновники, из-за неисполнения подрядчиком своих обязательств. Тогдашний директор городского департамента транспорта Олег Семечкин пояснил, что к 1 апреля 2013 года по условиям договора компания должна была оснастить валидаторами 90% муниципального подвижного состава и выпустить миллион карт единого электронного проездного билета и еще 250 тысяч карт для льготных категорий граждан. «Мы не получили ничего», – резюмировал глава департамента.
В 2018 году последовала еще одна попытка оснастить нижегородский транспорт валидаторами с помощью другой фирмы, и снова безуспешная. В валидаторах не оказалось специального программного обеспечения, адаптированного под нижегородские условия оплаты проезда. Они реагировали только на бесконтактные банковские карты или смартфон, списать деньги с региональных транспортных карт было невозможно. Кроме того, аппараты не распечатывали билеты. В течение долгих месяцев терминалы были закрыты предупреждающими табличками и пакетами. А в 2020 году их и вовсе убрали из салонов.
И вот осенью 2021 года в Нижнем Новгороде появились валидаторы нынешнего формата, действующие без ограничений. Через год они появились и в Дзержинске. Примечательно, что компания «Ситикард», разработавшая программное обеспечение к ним, была создана упомянутым выше «Новакардом», к тому моменту превратившимся из закрытого акционерного общества в открытое.
Хочется верить, что на сей раз сотрудничество нижегородских транспортных предприятий, включая МУП «Экспресс», с этой фирмой будет более плодотворным.
Наталья ПАНКРАТОВА.