Сергей Архипов: «Благоустройство города будет продолжено!»
Готов ли город к зиме? Закончат ли ремонт набережной? Что будет с территорией липовой аллеи? Эти и другие вопросы «Репортер» задает заместителю главы администрации по городскому хозяйству.
Уходящий 2015 год стал для Дзержинска, его городского хозяйства одним из самых удачных за последнее время. Ко Дню города был сдан в эксплуатацию парк «Пионерский», со дня на день ожидается открытие преображенной Окской набережной. Несмотря на сложную экономическую конъюнктуру, в городе стартовала программа капитального ремонта жилфонда, и «первый блин» вышел вовсе не комом. Эти достижения во многом обеспечены грамотной работой руководства хозяйственного блока администрации.
А впереди зима – самый ответственный для городских хозяйственников период. Пуск тепла в многоквартирные дома в целом завершился успешно, хотя не обошелся без заминок.
Сейчас главный пункт «повестки дня» – зимнее содержание городских дорог. Насколько город готов к снегопадам? Будет ли в будущем году продолжено благоустройство набережной и парка? Что будет с территорией липовой аллеи? Эти и другие вопросы мы задали заместителю главы администрации по городскому хозяйству Сергею АРХИПОВУ.
– Сергей Юрьевич, наступила горячая для вашего ведомства пора – первые снегопады. Говорят, зима в России для коммунальных служб всегда начинается неожиданно…
– Не могу отвечать за других. Что касается Дзержинска, то мы к зиме готовимся с лета. К сожалению, подготовительную работу существенно затягивает и усложняет наше законодательство, например, пресловутый 44-й ФЗ, регламентирующий проведение конкурсов среди подрядных организаций, в том числе на зимнее обслуживание дорог. Мы не можем сами выбрать подрядчика, мы вынуждены взаимодействовать с тем, кто выиграл тендер.
Случается, участники конкурса не имеют в арсенале ничего, кроме лопат и старого трактора. Когда спрашиваешь такого конкурсанта: «Как вы будете с таким багажом выполнять свои обязанности?» – в ответ слышишь: «Вы не имеете права задавать нам такие вопросы, мы будем жаловаться в ФАС». И жалуются. Нам в итоге выносят предупреждения. Начало конкурсной процедуры постоянно переносится из-за любой формальности.
Подрядчик пришел надолго
– Кто же будет убирать городские дороги в этом году?
– У нас подписан контракт на содержание улично-дорожной сети с фирмой «Магистраль», который начал действовать с 1 ноября. Конечно, техника работала, дороги посыпались и ранее, в октябре: 11 машин выставляло МУП «Городское благоустройство», еще две – «Магистраль» как ответственный подрядчик.
Кстати, мы первые в области заключили договор на зимнее содержание дорог сроком на три года – до 15 апреля 2017 года. На одной из встреч, которая проходила в Дзержинске, губернатор Валерий Шанцев дал нам посыл: заключайте многолетние контракты, их суммы будут уже другими (сумма контракта с «Магистралью» – 180 миллионов рублей), следовательно, изменятся и суммы обеспечения заявки, случайных фирм среди участников конкурсов станет гораздо меньше.
Серьезному подрядчику это тоже выгодно: он будет понимать, что пришел надолго, у него появится возможность нормального бизнес-планирования. Например, та же «Магистраль» специально под нас закупила спецтехнику, потому что за три года она с лихвой окупится. А для нас важно, что повысится качество уборки. Кроме того, субподрядчиком у «Магистрали» станет МУП «Городское благоустройство» – предприятие три года будет стабильно работать.
– Перед каждой зимой у нас проводятся смотры уборочной техники. Создается впечатление, что ее много. Люди недоумевают: а куда же снегоуборщики исчезают во время снегопадов?
– Техника никуда не исчезает. Когда идет снег, уборка организуется одновременно в разных районах городского округа, в том числе в поселках, так что увидеть всю технику в одном месте вы не сможете. Парк спецавтотранспорта регулярно пополняется. Недавно «Городское благоустройство» закупило четыре специализированные машины на деньги, вырученные от продажи базы на проспекте Ленина, 106. Но снегоуборщиков все равно не хватает.
Например, Нижний Новгород – город миллионник – ежедневно обслуживает около 300 единиц техники. Если проводить аналогии с областной столицей, то у нас, исходя из количества жителей, должно ежедневно работать порядка ста машин. В реальности их вдвое меньше, а на улицы одновременно могут выйти около двадцати пяти. Это четвертая часть необходимого.
Само МУП не зарабатывает деньги, его задача – содержание городских дорог. А муниципальный бюджет не может позволить себе масштабные закупки спецтехники, она стоит очень недешево. Тем не менее, на предприятии работают прекрасные специалисты, которые даже в условиях недостатка ресурсов неплохо справляются со своими обязанностями.
Бесплатно для детей
– Одним из самых значимых событий 2015 года для Дзержинска стало открытие парка «Пионерский». За несколько месяцев он превратился в любимейшее место отдыха маленьких дзержинцев. А их родители теперь опасаются, как бы парк не оккупировали всевозможные торговцы.
– Идея создать бесплатный центр детских развлечений витала в администрации давно. И мы твердо намерены сохранить парк в этом статусе. Знаете, сколько предпринимателей приходило ко мне летом за разрешением торговать там пирожками или каким-то другим товаром? Никто и никогда этого разрешения не получит. Единственное исключение мы сделали для владельцев пони, чтобы разнообразить детский досуг. Будем и дальше держать эту планку.
– К сожалению, были зафиксированы некоторые случаи вандализма в парке: там выкапывались провода, был сорван фонарь, повреждено резиновое покрытие. Он будет как-то охраняться?
– Мы заключили контракт на охрану парка «Пионерский» с агентством «Дзержинские охранные системы», в задачу которого входит, помимо прочего, не допускать на его территории распития спиртных напитков. Будем приучать горожан к тому, что парк теперь не место для таких развлечений. Еще есть наше обращение в УВД, по парку курсируют полицейские патрули.
Вообще, на содержание парка в следующем году планируется выделить около пяти миллионов рублей. Отдельный контракт заключен на обслуживание бесплатного современного мобильного туалета, который там установлен.
– А какова судьба уголка, где когда-то располагался детский комплекс «Светофор» и дети изучали правила дорожного движения, катаясь по дорожкам со светофорами и дорожными знаками?
– Администрация намерена сохранить там детский уголок безопасности движения. В 2016 году мы постараемся восстановить покрытие и всю дорожную атрибутику, уже договорились с подрядчиками на этот счет.
Как будете все это содержать?
– Сергей Юрьевич, практически завершен еще один крупнейший проект администрации – реконструкция Окской набережной. Жители в восторге от ее внешнего убранства, но жалуются на отсутствие освещения.
– Освещения нет, потому что объект пока не сдан в эксплуатацию. Как только его передадут на баланс МБУ «Город» с соответствующим содержанием, освещение появится. Пока же мы не имеем права оплачивать электроснабжение набережной, хотя система полностью готова к работе.
– Планируется ли реконструкция нижней части набережной или от этой идеи окончательно отказались?
– Нижняя часть выполняет чисто технические функции – там расположены гидротехнические сооружения, вопрос об их ремонте прорабатывается. Но замечу, что это не место для прогулок и отдыха. Если бы затон не обмелел, этот участок находился бы под водой.
Зато помимо тех работ, которые проводились в верхней части набережной, мы обустроили ее примыкание к другим городским улицам и дорогам: засыпали грунт, потом посадим траву, цветы. Уверен: будет очень красиво.
– Слышала, что заместитель губернатора Александр Байер, которому вы продемонстрировали обновленную набережную, остался очень доволен увиденным. Даже воскликнул: «Красота, молодцы!» Но добавил: «А как вы содержать-то все это теперь будете?»
– В проекте бюджета на будущий год заложено порядка шести миллионов рублей на содержание набережной: уборку, охрану, электроснабжение и так далее.
Сейчас мы решаем, где взять в этом году деньги на уборку снега с дороги, которая теперь идет вдоль набережной. Средств на это в бюджете нынешнего года не заложено.
Что касается задачи наполнения набережной, она решается с помощью частных пожертвований. Например, большой корабль стоимостью более двух миллионов рублей, который установлен там, куплен на спонсорские деньги. На частные средства обустроена спортивная площадка, установлены фигурки. Люди сами приходили и предлагали помощь.
Подошли к делу по-хозяйски
– В конце октября в Дзержинске состоялось выездное совещание, на котором подводились первые итоги программы капитального ремонта многоквартирных домов, которая, как известно, началась с дома №1/15 по улице Маяковского. Упомянутый Александр Байер приводил дзержинскую администрацию всем в пример. Чем заслужили столь высокую оценку?
– Нижегородский фонд капремонта произвел комплексный ремонт дома №1/15 по улице Маяковского: отремонтированы фасад, кровля, заменены все инженерные коммуникации.
Мы же со своей стороны решили подойти к делу по-хозяйски. Не должно быть так: фасад красивый, а двор в ямах. Администрация асфальтировала внутридворовую территорию, привлекла управляющую компанию, которая заменила штакетник, покрасила детскую площадку, вышла на предпринимателей – арендаторов помещений: они выложили брусчаткой территорию перед своими объектами, провели ремонт, заменили окна. Получился такой ухоженный микрорайончик, комплексное благоустройство, которое отметили областные власти. Отметили его и жители, они выходили и благодарили нас.
Не буду скрывать: нам хотелось, чтобы горожане, увидев этот дом, перестали задаваться вопросом: надо или нет платить за капремонт? На счетах дома находилось около 50 тысяч рублей, стоимость ремонта – 17 миллионов рублей. В этом и есть смысл работы фонда капремонта. Только котловой метод, на котором основана его деятельность, позволит проводить столь масштабные работы.
Строительства не допустим
– Этот год стал знаковым для многих дзержинцев еще и по другой причине. Впервые громкие градостроительные скандалы у нас завершились победой общественности, которую поддержала администрация, – был демонтирован «сарай» на Торговой площади, а недавно снесен забора вокруг многострадальной липовой аллеи на проспекте Циолковского. Что будет с этой территорией? Возможно ли там какое-то другое строительство?
– Нет, администрация этого не допустит. Ситуацию взял под жесткий личный контроль исполняющий обязанности главы администрации Анатолий Слизов.
Вообще, у городских властей в вопросах градостроительства во многом связаны руки: предприниматель получает разрешение на открытие какой-нибудь палатки по продаже цветов, потом возводит огромный торговый центр и узаконивает строительство через суд.
Поэтому сейчас мы очень осторожно относимся к любым подобным обращениям бизнесменов. Знаете, недавно руководство одной торговой точки запросило разрешение на установку в районе универмага ограждения для проведения ремонта. Администрация жестко потребовала доказательства того, что там ничего не будет строиться, хотя, по большому счету, отказать мы не имели права. Однако на всякий случай была создана рабочая группа, которая выезжает на место и как только увидит там первый кирпич, уверяю вас, мы отзовем разрешение.
Никаких новых разрешений на строительство на территории липовой аллеи или на Торговой площади не будет.
– Вы, еще будучи депутатом, членом комитета по строительству, приняли активное участие в разработке проекта планировки проспекта Циолковского, а потом способствовали его принятию уже в ранге заместителя главы администрации…
– Тогда очень остро стоял вопрос защиты проспекта Циолковского от хаотичной застройки. Депутатам комитета по строительству удалось разработать и утвердить проект планировки проспекта Циолковского, исключающий строительство за «красной линией» и обеспечивающий сохранность существующих озелененных участков.
Еще одно важное достижение – закрепление за территорией, расположенной позади «Карусели», официального статуса зоны зеленых насаждений общего пользования, что максимально защищает ее от всякого рода застройщиков.