Доверяй, не проверяй
Смогут ли дзержинцы оспорить суммы в платежках за отопление?
В марте жители города получили квитанции с перерасчетом платы за тепло, потребленное в 2016 году. Суммы в платежках многих обескуражили: перерасчет вылился в приличную сумму – люди «ушли в плюс» на тысячи рублей. В некоторых случаях корректировка превысила ежемесячную плату в несколько раз.
Одну такую платежку в редакцию «Репортера» принес пенсионер Владимир Анохин, проживающий на проспекте Циолковского. Он показал квитанции за прошедшие месяцы: обычная плата составляла 954 рубля. Но в марте тепловики выставили счет с корректировкой, и получилась другая сумма – 7075 рублей. «У меня пенсия – 10 тысяч. Как я буду платить? Откуда вообще взялись такие цифры?» – не понимает пенсионер.
Откуда цифры, в эфире местной телекомпании рассказал руководитель теплоснабжающей организации ПАО «Т Плюс» Александр Бобров. Он объяснил, что весь прошлый год жители получали платежки по среднемесячным показателям 2015 года. Когда 2016-й подошел к концу, тепловики сняли годовые показания ОПУ и сравнили: сколько жители фактически заплатили и на какую сумму получили тепло. Суммы могли и не сойтись. Поэтому некоторые, по его словам, действительно «ушли в плюс», но немало и тех, кто по результатам перерасчета в платежках получили небольшие суммы или даже нули (эти граждане в редакцию с вопросами не обращались).
По поводу причин увеличения платы Александр Бобров отметил: «Во-первых, отопительный сезон в 2016 году начался на 5 дней раньше, чем в 2015-м. Во-вторых, прошлый год по сравнению с позапрошлым был холоднее на один градус».
Он добавил: если плата значительно увеличена, то, возможно, нарушено теплоснабжение дома (рассверлили или совсем убрали сужающее устройство) или имеются несанкционированные переделки (соседи установили теплый пол). А еще сумма зависит от метража квартиры, этажности дома и от других факторов, поэтому жители двух соседних, порой одинаковых, домов могут получить совершенно разные счета.
«Сам прибор учета тепловой энергии ничего не экономит: он показывает, сколько тепла жители потребили по факту», – акцентировал руководитель ПАО «Т Плюс».
Если житель сомневается в расчетах, он может написать заявление и попросить теплоснабжающую организацию объяснить, что и откуда взялось. Жителю предоставят отчет. Но придется подождать: обращений много.
Говорят ТСЖ
Общаясь с жителями по поводу квитанций, мы обратили внимание на то, что проблем с перекосами в суммах не возникло в жилфондах товариществ собственников жилья. Во всяком случае, в тех ТСЖ, которые согласились дать газете комментарий. Соблазнительно предположить, что жители, которые платят за тепло ТСЖ, а не напрямую теплоснабжающей организации, получают меньшие суммы в платежках. Сами председатели товариществ убедили нас в том, что это некорректное утверждение. При этом некоторые из них все же признали, что тепловикам не доверяют. Отметим, что недоверчивые к поставщику председатели отказались назвать фамилии.
Председатель ТСЖ (на условиях анонимности):
«У нас никаких корректировок за прошлый год нет. Но у нас и ситуация другая. Мы ТСЖ – сами проверяем ОПУ, начисляем плату, собираем деньги, расплачиваемся с теплоснабжающей организацией, работаем с должниками. Все сами. Жители всегда могут прийти к нам и посмотреть все документы, проверить, что мы делаем с их деньгами. ПАО «Т Плюс» так открыто не работает. Тепловикам можно верить на слово, но проверить их невозможно. Вот пример: вы помните, как проходил пуск тепла в тот отопительный сезон, за который они прислали перерасчет? Полтора месяца люди ждали – отопления не было, а теплосмеситель работал. Счетчик крутился. То есть люди как будто получали тепло. Был перерасчет за эти полтора месяца?
Или тепловики говорят: «Мы не распределяем долги населения по добросовестным плательщикам». Я не утверждаю, что они врут, но только как проверить, что это действительно происходит?».
Председатель ТСЖ (на условиях анонимности):
«В нашем жилфонде в начале 2017 года не корректировали плату за отопление. Но по опыту работы скажу, что суммы гигакалорий по годам не слишком разнятся. Бывает холодный февраль, при этом теплый март. В следующем году – теплый февраль и холодный март. В среднем получается, что дом потребил примерно одинаковое количество тепловой энергии. Разница в 2-3 градуса температуры наружного воздуха не должна выливаться в большие суммы. И тот факт, что отопительный сезон в прошлом году начался на 5 дней раньше, тоже эти суммы не объясняет.
Полагаю, дело в перетопах. У нас такое случалось несколько раз за зиму. Наш инженер каждый месяц проверяет показания ОПУ. Если в доме перегрев, он сразу идет разбираться – смотрит, не нужно ли убавить отопление. Общается с жителями, объясняет, что 30 градусов тепла в квартире – это, может, и комфортно, но очень дорого.
ТСЖ заинтересовано в экономии, потому что расплачивается со своих счетов. Когда жители напрямую платят теплоснабжающей организации, контролировать ситуацию некому. Тепловики установили сужающее устройство и ушли, а УК за перетопами не следит: ее задача обслуживать сети, чтобы не было утечек, она сама за отопление не расплачивается. В итоге жители узнают, что у них был перегрев, только когда берут в руки платежки с корректировкой за прошлый год».
Председатель ТСЖ «Волго-градский» Елена Крашенова:
«У нас нет завышенных корректировок. Наоборот, некоторые дома даже получили нули в платежках. Была проблема только с домом по адресу: Щорса, 21. Но выяснилось, что там полмесяца не работал ОПУ. Неизвестные отключили. ТСЖ обратилось в ПАО «Т Плюс», и поставщик услуги скорректировал плату в меньшую сторону – на 50 тысяч рублей.
У нас есть данные обо всех квартирах жилфонда. Учитывая это, я считаю, что корректировка платы за отопление жителям города была проведена правильно.
Объясню на примере одного из домов нашего фонда – Сухаренко, 22. В прошлом году жители заплатили за тепло 261 тысячу 537 рублей по среднемесячному показателю в 2015 году. Но поставщик тепла за прошлый год начислил дому 410 тысяч 233 рубля – эта сумма получилась из годовых показаний счетчика. Почему начислили больше? Зима была холоднее. В итоге сумма корректировки составила 148 тысяч 696 рублей – их ТСЖ распределило жителям на 6 месяцев. Эти деньги дом должен доплатить поставщику тепла. И ничего не поделаешь – люди потребили».
Что делать сейчас?
Сейчас, получив квитанции, жители только могут попросить ПАО «Т Плюс» объяснить, откуда сумма. На это у них есть право, они получат отчет. Но вот оспорить обоснование тепловиков будет не так легко – проще, наверное, заплатить. А потом собраться с соседями и подумать: не пора ли формировать ТСЖ, привлекать управляющую компанию, самим разбираться с расчетами? По-видимому, если нужно больше ясности и конкретики, то нужно и больше контроля со стороны жителей.
Директор ООО «Дзержинская управляющая компания» Олег Богданов:
«В свете последних событий у нас появилось острое желание взять на себя некоторые функции ПАО «Т Плюс» со следующего года. Мы уже покупаем у поставщиков холодную воду и электричество. Осталось только два ресурса, которые мы не контролируем, – горячая вода и отопление. Хочется и их тоже взять под контроль».
Юрист ТСЖ (на условиях анонимности):
«Как поступить людям, которых не устраивают суммы в платежках? В первую очередь они вправе запросить у ПАО «Т Плюс» все данные о потреблении дома и расчеты, из которых получились суммы. Организация обязана ответить на заявления. Если житель считает, что прошлая зима была не такая уж холодная, он может запросить обоснование по температурному режиму – данные по среднемесячной температуре воздуха и их сравнение в 2015 и 2016 годах.
Граждане должны интересоваться такими вещами. Это же наши деньги. Проблема в том, что расчеты, по которым определяются итоговые суммы за отопление, очень сложны. Люди, вероятно, просто ничего в них не поймут. А если и получится разобраться – как проверить? У простого жителя многоквартирного дома, в котором не сформировано ТСЖ или какой-нибудь другой компетентный актив, нет доступа к ОПУ и его показаниям. Жители, обратившиеся за разъяснениями, получат ровно то, что тепловики пришлют им в отчете, и, скорее всего, суммы будут полностью ими обоснованы.
Если граждане захотят оспорить эти суммы, то последняя инстанция – суд. Суд получит тот же самый отчет, но он может по требованию сторон назначить экспертизу. Например, проверить, когда фактически начался отопительный сезон и как к нему подготовились, какие предприняли меры экономии теплоэнергии. Суд может назначить проверку ОПУ, поднять историю показаний. Однако оплата экспертизы ляжет на плечи жителей. При этом вовсе не обязательно, что суд будет на их стороне».
Еще «нагреют»?
В начале 2017 года стояли крепкие морозы. Было очень холодно. В интервью телекомпании Александр Бобров сказал о том, что рано делать какие-то предположения. Но вот перед нами лежит платежка пенсионера Владимира Анохина со счетом в 7075 рублей. И уже сейчас страшно подумать, какую сумму он может получить в начале 2018 года.
Наталья СЛЕПНЕВА.